Природа управления и исторические тенденции развития менеджмента. Шпаргалка: Природа управления и исторические тенденции его развития. · достижение наилучших результатов при наименьших затратах, используя инструменты сравнительного анализа и выбора путей

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Лекция

По учебной дисциплине

«История менеджмента»

"Природа управления и исторические предпосылки его развития"


Введение

Цель изучения курса «История менеджмента» состоит в том, что бы научиться разбираться в прошлом, лучше ориентироваться в настоящем и предвидеть будущее развитие управления.

В результате изучения данного курса менеджер должен знать и уметь использовать:

– методологические проблемы истории управления производства и управленческой мысли;

– закономерности возникновения и развития школ и теоретических концепций управления:

– периодизацию истории управления;

– особенности различных национальных моделей управления;

– пути и методы реформирования управления и перехода от административно-командного к рыночному управлению в России;

– перспективы развития управления.

1. Природа управления и исторические предпосылки его развития

1.1 Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления

Любая область деятельности человека – (медицина, культура, образование, техника и т.д.) – имеет свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как необходимый элемент настоящего и уходит в нашем воображении в будущее. Это весьма сложный, но очень интересный процесс. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предвидеть будущее, в чем сегодня назрела особая необходимость.

Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.

Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.

История – это бесконечная череда не только событий, но и успехов и промахов в деятельности руководителей разного масштаба. Все это имеет свои причины и следствия.

1.2 Сущность управления экономикой

Современная наука управления сформировалась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения в высшей школе.

Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США, когда на рубеже XIX и XX вв. производство в США достигло сравнительно больших масштабов, заметны стали процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии (машинные технологии), дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникли проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия.

Все это свидетельствовало о необходимости управления, точнее, его развития и совершенствования. Именно практика обнаружила потребность большого внимания уделять управлению, именно практика показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

Это обстоятельство имеет большое значение в понимании тенденций развития менеджмента: практика будит мысль - мысль рождает науку - развитие науки требует изучения истории - знание прошлого воплощает в проекты будущего.

Развитие менеджмента в западных странах – наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой; уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.

Говоря об исторических тенденциях управления, мы подразумеваем несколько факторов: во-первых, объективные изменения, приходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека; во-вторых, развитие управленческой мысли; в-третьих, общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления историческх фактов на каждом из этапов развития; в-четвертых, потребность в знании истории; в-пятых, роль истории в социально-политической жизни страны; в-шестых – потребности будущего как фактор структурирования исторических тенденций.

Не случайно говорят, что история – это политика, обращенная в прошлое.

1.3 Исторические предпосылки современного менеджмента. Условия и факторы возникновения

История учит, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху вниз, а на Западе – снизу вверх. В начале 90‑х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направлен резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный – к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить.

Регулирование экономических процессов в России имеет глубокие исторические корни. Именно в этом направлении развивалась теоретическая экономическая мысль от А.Л. Ордин – Нащетина (ок. 1605–1680) (экономические взгляды которого наиболее четко сформированы в составленных им в 1666 г. «Указных «памятах» земским старостам Пскова» и «Новоторговом Уставе 1667 г.») и И.Т. Посошкова (1652–1726) (1724 г. «Книга о скудости и богатстве») – до академиков А.И. Берга, В.М. Глушкова, Л.В. Кинтарович, С.Г. Струшилина, В.С. Немчикова, и практическая деятельность глав государств от Петра I до В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.Г. Хрущева. Многие ученые, государственные деятели, практики внесли свой вклад в совершенствование системы управления экономикой: XVIII в.: Екатерина II, М.В. Ломоносов, А.П. Волынский, В.Н. Татищев; Д.А. Голицын и А.Н. Радищев, Александр I, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов., Александр II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин (20–30 годы) А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Госев.

Реформ 1965 и 1974 гг. (Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, В.С. Немчиков, Н.А. Тихонов).

До перестройки: Горбачева М.С., Б.Н. Ельцина, Н.И. Рыжкова и Е.Т. Гайдара.

Мир пошел путем предсказанным Н.С. Мордвиновым. Это особенно ярко проявилось после всемирного кризиса 20–30 годов, когда под воздействием идей Кейнса (США) и опыта СССР – регулирование экономических процессов и внешнеэкономической политики стало официальной доктриной западных держав.

В свою очередь с 1992 года в России возрождено давно забытое в капиталистических странах фритредерство, т.е. невмешательство государства в экономическую жизнь и предоставлению полной свободы внутренней и внешней торговле. Это привело к тому, что: в среднем спад производства составил более 50%, в пищевой промышленности – 60%, в машиностроении – 70%, в легкой промышленности 90% (в этих отраслях традиционно занято 50% работников всей промышленности).

В 1996 году доля импортных товаров и продуктов в ресурсах розничного товарооборота составила 54%, а в Москве и Петербурге – более 80%. Проведенная в 1996 году выборочно (1996 г.) проверка госторгинспекцией «в связи с серьезной опасностью для здоровья и жизни людей» забраковала 58% колбасных и мясных изделий, разных консервов – 57%, сливочного масла – 36%, растительного масла – 38%. Было забраковано почти 50% обуви и швейных изделий. Но выборочная проверка – это капля в море на фоне бурного потока брака прибывающего на рынке России и стран СНГ.

«Можно отметить, что макроэкономическая ситуация будет ухудшаться и дальше, до тех пор, пока политики, управляющие страной не выработают мер, позволяющих контролировать цены и стимулировать производство путем воздействия и на совокупный срос, и на предложение (как это происходит сейчас во всех развитых странах». (см. Проблемы теории и практики управления – №2, 1996 г. – с. 32.).

2. Научные школы управления

2.1 Понятие научной школы менеджмента. Школа научного управления

Фредерик Уинстон Тейлор (1856–1915) по праву считается основателем современного менеджмента. Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента стал бы Фоколь, Эмерсон или кто-либо другой, поскольку к моменту возникновения «школы научного менеджмента» идея научной организации труда буквально витала в воздухе. Тейлор придал понятию «менеджмент» определенность, назвав его «организацией производства». В 1903 году в его работе «Управление циклом» он раскрыл основное содержание своей системы управления, а в дальнейшем в книге «Принципы научного менеджмента» сформулировал ряд постулатов, которые в последствии получили название «Тейлоризм».

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах региональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движения (хронометрии), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа (правил управления):

– создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

– отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

– сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;

– равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Многое из того, что предлагал использовать в трудовом процессе Тейлор, имело психологическую основу.

И понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор – затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гелбертом, Г. Файолем, Э. Мейо и др.

Поскольку Тейлор был промышленным инженером, для него был естественен механический подход к управлению.

Тейлоризм – это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня.

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

Развитие менеджмента в трудах последователей Тейлора

Организационно – технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г.Л. Ганна, супругов Ф.и Л. Гилберт, Г. Эмерсона, Г. Форда и др. разработавших свои оригинальные концепции.

Ганн является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков («Графики Ганнта»), позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.

Ф. Гилберт – первым применил фотоаппарат и фотокамеру для исследования движения работников. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 году она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.

В 1912 году в книге «Производительность как основание для управления и оплаты труда» Гаррингтон Эмерсон (1853–1931) сформировал «Двенадцать принципов производительности».

Эмерсон считал: … «работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит, прилагать к делу усилия минимальные».

Основатель американского автомобилестроения Г. Форд указывал: «Одна из целей промышленности – это не только снабжать потребителей, но и создавать их».

В целом, заслуги Тейлора, Ганна, супругов Гилберт, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение.

3. Обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения задач;

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Выделение планирования и обдумывание в отдельный процесс;

6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки формирования функций менеджмента.

2.2 Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни)

Файоль создал «теорию администрации», которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно достигнет успеха.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Файоль сформулировал 14 принципов:

1. Разделение труда.

2. Власть и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единачалие.

5. Единство руководства.

6. Подчинение частных интересов общим.

7. Вознаграждение.

8. Иситрилизация.

9. Скалярная цепь (цепь начальников).

10. Справедливость.

11. Стабильность рабочего места для персонала.

12. Корпоративный дух.

Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные – производимых на любом предприятии и являющихся взаимозависимыми.

Административные операции Файоль разделил на: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию, т.е. на основные функции управления.

Планирование – определяет цели деятельности, необходимые для этого средства, а так же разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы.

Мотивация – активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятиями «снизу», а Фойль – «сверху». Файоль подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор – цеховое управление, а он – высшее административное.

Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход

В 30–50‑х гг. ХХ века на Западе получило распространение «неоклассическая» школа управления.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Она выдвинула требование «человек – главный объект внимания». Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении. Основоположник школы немецкий психолог Гуло Мюнстерберг (1863–1916), переехавший в 1892 г. в США и преподававший в Гарварском университете. Его школа подготовила первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций.

Американа Мэри Паркер Фоллетт (1866–1933) в книге «Новое государство» (1920) выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейло (1880–1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел работу, получившую название «хаторнские эксперименты». Опыты в Хаторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 гг. целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.

«Хаторнские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации и труду межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и оказания психологического воздействия на человека, оптимизирующие деятельность организаций.

Основная литература

1. Гвишиани Д.Н. Организация и управление. Изд. 3-е перераб. ‑ М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.

2. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М., 1997.

3. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П. и др. – М.: ИНФРА – М, 1995.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Дело». 1992.

5. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: «Тандем», ЭКМОС, 1997.

6. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.

  • 12.13. Государственный кредит и управление государственным долгом.
  • 17. Закупочная и транспортно складская логистика.
  • 21. Инновационный менеджмент и его особенности.
  • Для руководства инновационным мегапроектом требуется централизованное финансирование и управление из координационного центра.
  • Для руководства инновационным мультипроектом требуются координационные подразделения.
  • 23. Кадровая политика и кадровая стратегия в системе управления персоналом, виды и принципы кадровой политики.
  • 24. Кадровый маркетинг: сущность, основные принципы и элементы.
  • Кадровый маркетинг; hr-маркетинг
  • Направление маркетинга, включающее: изучение рынка труда, оценку потребностей в персонале, позиционирование компании в качестве привлекательного работодателя, продвижение брендакомпании и т.П.
  • Маркетинг персонала в России становится все более актуален, так как в некоторых отраслях конкуренция на рынке труда даже острее, чем на рынках сбыта и капитала…
  • 29. Концепция и функции логистики.
  • 37. Общая концепция стратегического менеджмента. Два основных стратегических стиля поведения организации. Потенциал организации и его оценка.
  • 44. Организация инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционных портфелей.
  • 45. Основные этапы и важнейшие школы менеджмента.
  • 46. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
  • 47. Оценка персонала предприятия, методы оценки.
  • Виды сделок
  • 51. Понятие и природа стресса. Методы понижения уровня стресса.
  • 53. Понятие организационной культуры, ее содержание и особенности формирования.
  • 56. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
  • 61. Принципы инновационного менеджмента
  • 63. Природа управления и исторические тенденции его развития.
  • 66. Процесс принятия и реализации управленческого решения, его содержание и основные этапы.
  • 67. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
  • 68. Процессуальные теории мотивации.
  • 71. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
  • 73. Рынок труда, заработная плата и занятость.
  • 75. Система управления персоналом: понятие, цели, общая характеристика основных элементов.
  • 76. Система функционального менеджмента.
  • 83. Сущность и классификация методов управление персоналом.
  • 85. Сущность и процесс менеджмента: основные теоретические подходы.
  • 87. Технология управления: понятие, содержание и виды.
  • 90. Увольнение персонала: понятие, виды, проблемы.
  • 94. Управление работой группы: понятие и виды групп, факторы, влияющие на эффективность работы группы.
  • 63. Природа управления и исторические тенденции его развития.

    Современная наука управления сформировалась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения в высшей школе.

    Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США, когда на рубеже XIX и XX вв. производство в США достигло сравнительно больших масштабов, заметны стали процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии (машинные технологии), дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникли проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия.

    Все это свидетельствовало о необходимости управления, точнее, его развития и совершенствования. Именно практика обнаружила потребность большого внимания уделять управлению, именно практика показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

    Это обстоятельство имеет большое значение в понимании тенденций развития менеджмента: практика будит мысль мысль рождает науку развитие науки требует изучения истории знание прошлого воплощает в проекты будущего.

    Развитие менеджмента в западных странах - наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой; уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.

    Говоря об исторических тенденциях развития управления, мы подразумеваем несколько факторов: во-первых, объективные изменения, приходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека; во-вторых, развитие управленческой мысли; в-третьих, общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления историческх фактов на каждом из этапов развития; в-четвертых, потребность в знании истории; в-пятых, роль истории в социально-политической жизни страны; в-шестых - потребности будущего как фактор структурирования исторических тенденций.

    Природа современного менеджмента двояка: с одной стороны, управление – это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса, а с другой стороны, управление – это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит противоположность между наемным трудом как непосредственным производителем и собственником средств производства. Труд по управлению предполагает выполнение общественно необходимых задач по регулированию, организации, координации и контролю социально-экономических процессов. При этом системы мер по надзору и контролю охватывают как капитал, так и приводящую его в движение рабочую силу. Как функция собственности управление выступает в качестве «командования» над трудом, ибо собственность – материальная основа жизни общества – реально обеспечивает право управления социально-экономическими процессами классу собственников (капиталовладельцев).

    Понятие «менеджмент», как и ряд других понятий в экономической теории, появилось не сразу, а формировалось в течение многих лет с участием многих авторов, а поэтому имеет различные интерпретации. Наиболее распространено понимание менеджмента, как науки о подготовке людей для работы в области управления различными объектами:

    – предприятиями и организациями, производящими различные товары, работы, услуги;

    – военными подразделениями и соединениями;

    – разработкой новых технологий и нововведений;

    – финансовыми операциями.

    Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась теория управления, существенно отличная от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношениями.

    В условиях рыночной экономики объектом управления менеджмента является предприятие. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д.

    Управление предприятием как составной частью национального хозяйства сводится к оперированию некоторыми воспроизводственными ресурсами, которые обеспечивают эффективное состояние хозяйственной системы, элементами которой являются объекты и субъекты управления.

    История управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период длился до начала ХХ века, т.е. управление существовало, но его характер и структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к организациям, существовавшим в древности.

    Развитие управления в научно-технических дисциплинах происходит в начале ХХ века. В 1911 году Тейлор опубликовал работу "Принципы научного управления" С этого момента официальные источники стали считать менеджмент как науку.

    Основные причины превращения управления в науку: промышленная революция в Англии => появление гигантских монополий, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако "Родиной" менеджмента становится не Англия, а США.

     США поддерживает идею образования для всех => появляется много высокообразованных и способных к сложной деятельности работников.

     В США отсутствует государственное регулирование бизнеса => размеры предприятий быстро увеличиваются, и ставится задача централизованного управления, то есть именно практика обнаружила потребность больше внимания уделять управлению, показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

    64. Производственный менеджмент и его функции. Производственный менеджмент - комплексная система обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. В производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности. Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, маркетинговый и др. Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др. К функциям производственного менеджмента относятся: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если перечисленные функции представить как систему переходящих один в другой компонентов, то в его центре будет функция координации, соединенная с каждой функцией.

    Производство - это создание товаров и услуг.

    Производственный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги).

    Процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.

    Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы , которые реализуются в соответствии с определенными принципами , основными из которых являются: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников управления в достижении целей производства, всемерное обеспечение состязательности управленческих работников.

    Основная цель дисциплины "Производственный менеджмент" - дать основополагающее представление о принципах эффективного функционирования системы управления современным производством, а также освоение технологии управления предприятием.

    Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.

    Под производством понимают целенаправленную деятельность по созданию чего-либо полезного - изделия, продукта, материала, услуги. Причем важнейшим элементом производственного процесса является технологический процесс, который определяет производственную и организационную структуру предприятия, квалификационный состав работников и многое другое.

    Производственные системы состоят из трудящихся, орудий и предметов труда а также других элементов, необходимых для функционирования системы при создании продукции или услуг. Элементами производственной системы являются работники и материальные объекты -технологические процессы, сырье, материалы и инструмент, технологическая оснастка, оборудование и т. д.

    Структура производственной системы - это совокупность элементов и их устойчивых связей, обеспечивающих целостность системы и тождественность ее самой себе, т. е. способность сохранения основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях.

    Таким образом, производственная система предполагает наличие внешней и внутренней среды, а также обратной связи между ними. К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования предприятия, относятся макро - (международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, культурная сферы) и микросреда (конкуренты, потребители, поставщики, законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности), инфрастуктура региона (банки, страховые и другие финансовые учреждения, промышленность, здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание, транспорт и связь, и др.). К компонентам внутренней среды предприятия можно отнести целевую подсистему (качество выпускаемых изделий, ресурсосбережение, сбыт товара, охрана труда и окружающей среды); обеспечивающую подсистему (ресурсное, информационное, правовое и методическое обеспечение); управляемую подсистему (НИОКР, планирование, организационно-техническая подготовка производства); управляющую подсистему (разработка управленческого решения, оперативное управление реализацией решений, управление персоналом).

    Задачами ПМ являются:

    1) постоянное внедрение (освоение) в производство новых более совершенных изделий;

    2) систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;

    3) повышение качеств, потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию;

    4) снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном освоении новых изделий, расширение номенклатуры выпускаемой продукции и изменение ее ассортимента.

    65. (см.64) Производственный менеджмент. Его методы и сферы применения. Объектом производственного менеджмента является деятельность по созданию продуктов, выполнению работ и оказанию услуг внутренним и внешним потребителям. Современный уровень развития производительных сил, характеризующийся использованием сложной и разнообразной техники и технологии производства, большими масштабами выпуска продукции, многономенклатурной кооперацией, предполагает совместный труд большого количества людей. Такой труд немыслим без организациитруда, выступающей как упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе. Основными принципами организации производства являются: Специализация; Пропорциональность; Параллельность; Непрерывность; Прямоточность; Гибкость; Ритмичность. На уровне предприятия организация труда представляет собой систему рационального взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом, основанную на определенном порядке построения и последовательности осуществления трудового процесса, направленную на получение высоких конечных социально-экономических результатов. Исходя из определения организации труда, она призвана решать следующие задачи: - технико-технологические, которые выражают влияние, оказываемое организацией и нормированием труда на совершенствование структуры предприятия, специализацию производств, выбор оптимальных вариантов технологических процессов; - экономические, выражающие направленность организации труда на создание такой системы взаимосвязи человека со средствами производства и друг с другом, которая обеспечивает максимальную производительность труда, минимальную себестоимость изготовления продукции, высокую рентабельность производства; - психофизиологические, предполагающие создание благоприятных условий труда на рабочих местах, обеспечивающих высокую и устойчивую работоспособность человека в течение длительного периода времени, сохранение его здоровья; - социальные, ставящие целью повышение содержательности и привлекательности труда. Все перечисленные задачи решаются в комплексе, причем в увязке не только между собой, но и с совершенствованием техники, технологии, организации производства и управления. Только такой подход может обеспечить максимальную эффективность организации труда, направления которой, исходя из перечисленных групп задач, можно сформулировать следующим образом: 1. Разработка рациональных форм разделения и кооперации труда основана на обособлении частей производственного процесса исходя из технологических особенностей, выполняемых функций и квалификационных требований к рабочим; 2. Организация рабочих мест предполагает оснащение средствами производства, предметами труда, инструментом, приспособлениями и оснасткой, средствами связи, а также их рациональное размещение на рабочей площадке и в рабочей зоне, способствующее применению рациональных методов и приемов труда и в конечном итоге – высокой эффективности труда каждого работника; 3. Обслуживание рабочих мест как важный элемент организации труда предполагает по существу поиск оптимальных вариантов взаимодействия основных и вспомогательных рабочих, что позволяет обеспечить бесперебойное снабжение рабочих мест исходным сырьем, материалами, заготовками, услугами наладочного и ремонтного характера, транспортным и хозяйственным обслуживанием и др.; 4. Оптимизация трудового процесса путем внедрения рациональных методов и приемов труда предусматривает построение любого трудового процесса на основе приемов и методов труда, обеспечивающих максимальную экономию рабочеговремени при наименьших затратах физической энергии и оптимальном темпе работы; 5. Создание благоприятных условий труда на рабочих местах, рационализация режимов труда и отдыха; 6. Аттестация и рационализация рабочих мест, представляющие собой периодический учет, всестороннюю оценку и аттестацию рабочих мест на предмет их соответствия современным требованиям, а в случае этого несоответствия – разработку мероприятий по их рационализации; 7. Нормирование труда, представляющее собой деятельность по управлению трудом и производством, направленную на установление необходимых затрат и результатов труда, а также соответствия между численностью различных групп персонала и количеством единиц оборудования. Рабочее место – пространственная зона, оснащенная техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работников, совместно выполняющих работу или операции. Организация рабочего места – совокупность мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке. Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономично использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала. Качество продукции - совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Термин «качество», применяемый в международных стандартах ИСО имеет двоякий смысл - в отношении к продукции (качество продукции) и к системе управления качеством (система качества). Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы: параметров качества (технических); экономических параметров. К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся: параметры назначения; эргономические параметры; эстетические параметры; нормативные параметры. Системой качества называется совокупность организационных и технических мер, необходимых для обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции и ее соответствия требованиям стандартов и условиям контракта. Без тщательно разработанной и выполняемой системы качества невозможно успешное функционирование любого предприятия любой формы собственности. Это связано с тем, что рынок и качество - понятия тесно связанные между собой. Завоевать потребителя можно только через качество - таково кредо процветающих фирм всего мира.

    Новая концепция менеджмента в рыночных условиях строится на взаимосвязи управления предприятием с управлением качеством и ставит своей главной целью удовлетворение потребителя. Поэтому наиболее важной проблемой по управлению качеством в России в настоящее время является создание на российских предприятиях и в организациях систем качества, согласно требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и их последующая сертификация.

    ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Природа управления и исторические тенденции его развития
    К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.

    Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).

    Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880–1945); который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.

    Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

    Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).

    Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой

    Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

    Природа управления

    Определение 1

    Природа управления и исторические тенденции его развития – это важнейшие вопросы, подлежащие исследованию в рамках теории управления.

    В процессе труда производственные отношения постоянно трансформируются и нуждаются в управлении. Иными словами, они выступают объектом управления. Экономика служит аппаратом изучения и описания этого объекта для целей управления.

    В общем случае задача управления (если рассматривать систему жизнеобеспечения общества) крайне сложна – как в детализированной постановке, так и в реализации. Чтобы ее сформировать, требуется установить:

    • объект управления с его связями,
    • структуру системы управления,
    • средства воздействия на объект в рамках процессов управления.

    Чтобы управлять процессами в системах общественного жизнеобеспечения, их приводят к определенным организационным формам.

    Механизмы управления позволяют реализовать приемы придания общественным отношениям количественной меры. Выделяют два типа управленческого механизма:

    • стихийный, который формируется интуитивно, на основе инициативной деятельности многих хозяйствующих субъектов,
    • организованный, который формируется на основе логических доказательств, отражающих эмпирические знания многих хозяйствующих субъектов.

    Осуществление функций управления производится исполнителями, в роли которых выступают профессионалы управления. Их главный инструмент и одновременно результат деятельности – это верные управленческие решения.

    Определение 2

    Управление можно определить как совокупность скоординированных мероприятий, ориентированных на достижение установленных целей.

    Указанное определение не является единственным возможным, у разных авторов можно найти разные формулировки.

    Определение 3

    Под управлением понимается такое руководство людьми и использование средств, которое дает возможность выполнить поставленные задачи рациональным, гуманным и экономичным способом.

    В человеческом обществе главными признаками управления являются:

    • сохранение целостности сообщества людей или его части (государства, организации, коллектива и т.д. – в зависимости от рассматриваемого уровня управления),
    • обеспечение устойчивого функционирования и развития сообщества (или той его части, на которую распространяется управление),
    • выполнение управления в виде управляющих воздействий и получения реакции на них.

    Таким образом, в управление включаются все аспекты общественной жизнедеятельности, общественных отношений – в том числе:

    • правовых,
    • экономических,
    • культурных,
    • производственных,
    • поведенческих,
    • то есть всего, определяющего целесообразность в функционировании и развитии человеческих сообществ. Как базис человеческого развития и общественных отношений рассматриваются производственные (экономические) отношения.

    Управление реализуется во взаимодействии двух систем:

    • управляемая система – объект управления,
    • управляющая система – субъект управления (то, что осуществляет управляющее воздействие).

    Исторические тенденции развития управления

    Управление как практическая деятельность уходит корнями в далекое прошлое. Уже в первобытнообщинном строе возникла необходимость управлять человеческим обществом, и именно возникновение управления создало предпосылки общественной эволюции. Если говорить о менеджменте, то он зародился позже, когда люди начали осуществлять предпринимательскую (производственную) деятельность в тех или иных формах (прообразах современных организаций).

    Определение 4

    История управления – это возникновение, развитие и смена систем управления в определенных исторических условиях прошлого, а также совокупность накопленных знаний (включая научные результаты) об этих процессах.

    Возникновение управления и его становление на начальных этапах было связано с первыми общественными отношениями, реализуемыми через инстинкты и базирующимися на зарождении властных механизмов, в частности рычагов:

    • повиновения,
    • понукания,
    • исполнения,
    • послушания,
    • подчинения,
    • уважения к старшему и более опытному,
    • опасения наказания,
    • инстинктивного стремления к коллективизму и т.д.

    История управления (как и история экономики) может периодизироваться по разным основаниям:

    • хронологически,
    • цивилизационно,
    • по способам производства,
    • по способам распределения продукции,
    • по этапам развития отношений в сфере производства,
    • формационно,
    • по странам,
    • технологически.

    Исследователи выделяют семь управленческих революций (принципиальных этапов в развитии управления). Они совпадают с историческими вехами смены культур и социальных сословий. Эти исторические периоды могут быть раздроблены на менее длительные интервалы. Наиболее важно это для трех последних этапов, которые характеризуются усилением влияния управления на общественную жизнь и формированием соответствующих концепций:

    1. религиозно-коммерческий этап (4-5 тысяч лет назад). Возникают особые жрецы – религиозные функционеры, занимающиеся торговыми операциями и коммерческими расчетами,
    2. светски-административный. Управление выводится из бытового уровня на государственный, вводятся элементы нормотворчества. Появляется светская манера управления, возникают формальные организации,
    3. производственно-строительный. Выделяется группа людей, профессионально занимающихся управлением в сферах строительства и производства,
    4. доминирование профессиональных гильдий и сотрудничество в Средние века,
    5. отделение управления от собственности, капитала и сферы непосредственного производства, зарождение профессионального управления после индустриальной революции. Начало систематического развития теории и практики менеджмента,
    6. бюрократический. Господство профессиональных менеджеров, господствующих в сфере управления духовным и материальным производством,
    7. постиндустриальный. Возникают новые модели организации, ориентированные на развитие личности.

    Практику управленческой деятельности можно смело считать ровесницей человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

    История показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности, других, связанных с управлением областей, таких как математика , инженерные науки, психология, социология, кибернетика и др. Как отмечал один из основоположников научного менеджмента Ф. Тейлор: "Искусство научного управления - это эволюция , а не изобретение".

    Цель изучения истории развития менеджмента заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции.

    Общая характеристика истории управления, начиная с древнего мира и заканчивая концом ХХ в., приведена в табл. 20.1.

    Таблица 20.1. История науки управлять
    Годы Авторы Основной вклад в развитие менеджмента
    5000 до н.э. Шумеры Письменность, регистрация фактов
    4000 до н.э. Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
    2600 до н.э. Египтяне Децентрализация в организации управления
    1800 до н.э. Хаммурапи Использование письменных документов для контроля
    1100 до н.э. Китайцы Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля
    600 до н.э. Навуходоносор II Контроль производства и стимулирование через заработную плату
    500 до н.э. Менциус Признание необходимости систем качества и стандартов
    400 до н.э. Признание менеджмента как особого вида искусства
    325 до н.э. Александр Македонский Создание штаба
    284 н.э. Диоклетиан Делегирование полномочий
    1500 Томас Мор Анализ недостатков плохого руководства
    1776 Адам Смит Применение принципа специализации, концепция контроля
    1799 Эли Уитни Контроль качества
    1810 Роберт Оуэн Подготовка рабочих, строительство домов для рабочих
    1832 Чарльз Беббедж Упор на научный подход, важность специализации и разделения труда
    1886 Генри Р. Таун Наука менеджмент
    1900 Фредерик У. Тейлор Научный менеджмент, системный подход, функциональная организация, стандарты, планирование и контроль
    1910 Харрингтон Эмерсон Принципы эффективности
    1916 Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции и принципы менеджмента
    1917 Макс Вебер Теория бюрократического построения организации и управления ею (упор на психологию, исследование человеческих отношений)
    1918 Мери Паркет Фоллетт Индивидуальная мотивация, групповой подход к решению проблем
    1924 Г.Ф. Джорж Использование статистических методов при контроле качества
    1927 Элтонг Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
    1930 Вальтер Дилл Скотт Менеджер должен смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы и т. д.
    1933 Абрахам Маслоу "Пирамида потребностей" - человек имеет сложную структуру иерархических потребностей. Управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивации
    1949 Норберт Винер Упор на системный анализ и теорию информации
    1950 Питер Ф. Друкер Концепция управления по целям - управление должно начинаться с выработки целей и только потом переходить к формированию функций, систем взаимодействия
    1960 Дуглас Мак-Грегор Теория "Х":
    1. - обычный человек старается избегать работы;
    2. - большинство людей только путем принуждения могут быть побуждены действовать в интересах организации;
    3. - средний человек желает находиться в безопасности, не берет на себя ответственность, предпочитает, чтобы им управляли.
    4. Теория "У":
    5. - выражение физических и эмоциональных усилий в работе для человека также естественно, как и во время игры или отдыха;
    6. - ответственность перед организацией определяется размером получаемого вознаграждения;
    7. - обычный человек стремится взять на себя ответственность
    1962 А. Чандлер Проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Смена стратегии обуславливает необходимость проектирования новой организации
    1965 Игорь Ансофф Модель стратегического планирования, стратегический менеджмент
    1977 Дж. Гелбрейт Определение элементов современного организационного проектирования:
    1. - идеология, ценности и принципы управления;
    2. - состав потребителей, обслуживаемых организацией;
    3. - рынки сбыта и территориальное размещение производства
    1980 Майкл Портер Новые идеи конкурентоспособности и потребительских качеств продукции
    1981 Уильям Оучи Копнцепция теории Z:
    1. - долгосрочный наем кадров;
    2. - групповое принятие решений;
    3. - индивидуальная ответственность;
    4. - низкая скорость оценки и продвижения кадров;
    5. - неформальный контроль четко формализованными методами;
    6. - неспециализированная карьера;
    7. - всесторонняя забота о работниках
    1985 Том Питерс, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль, Энтони Атос Теория "7-S" - эффективная организация обеспечивается с помощью семи составляющих: стратегия, структура организации,системы процессов, штат, стиль, квалификация, разделенные ценности

    В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале ХХ в. концепции научного управления.

    Изучение истории менеджмента как науки позволяет проследить первоисточники идей и подходов, проследить их динамику, выявить перспективы развития в конкретной экономической и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной. Рассмотрение происхождения и развития современных концепций менеджмента позволяет лучше понять аналитические и концептуальные инструменты этой профессии. Известный американский ученый Питер Друкер так определил роль и значение управления: " Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен".

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»