Социальная технология . Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.
В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и применения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал «Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать». Далее он писал: «Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».
В это же время появились и первые отечественные исследования по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уделяли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др. Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:
· социальная технология – это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса) на процедуры и операции;
· социальная технология заключается в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;
· социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;
· социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);
· социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как «живая» (живущая) технология;
· социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;
· социальная технология является элементом (формой трансляции) человеческой культуры. Она «вырастает» в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.
Кроме того, под социальными технологиями понимаются также развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная («выращенная») и реально действующая социальная система, созданная с определенными целями, например система контроля исполнения принятых управленческих решений. То есть социальная технология – это откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определению Ю.М. Резника, социальная технология – это «специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами (их диагностике, проектированию и регуляции)».
М.В. Шакурова определяет социальные технологии следующим образом: «Система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов». Специалистами в области социальных технологий определены следующие условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:
Объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;
Должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;
Должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
Должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях.
Р.В. Овчарова под социальной технологией понимает «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения». По е мнению признаками социальной технологии являются:
– наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;
– алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;
– наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;
– непрерывность контакта с клиентом социальной работы;
– динамизм содержания, форм и методов социальной работы.
Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:
– социальная технология – это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;
– социальная технология – это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;
– социальная технология т это специально разработанная программа исследования социальной проблемы.
Социальные технологии разделяются на различные типы в зависимости от оснований, в числе которых могут быть сферы применения, виды деятельности, объекты и т.д. Рассмотрим это с помощью таблицы.
Типы социальных технологий
Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и может быть многократно использована, тиражирована для решения сложных задач.Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, профессиональную деятельность, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата.
Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование социального объекта, достижение заданного результата.
Социальные технологии – совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов и получение оптимального социального результата.
Технологии социальной работы - одна из отраслей социальных технологий, ориентированная на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан.Технологии социальной работы - совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными работниками для достижения поставленных целей, решение разного рода социальных проблем, обеспечение эффективности реализации задач, социальной защиты населения.
Социальные технологии выступают в 2 формах:
1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный продукт
2) деятельность, связанная с реализацией различных целей
Классификация социальных технологий:
1) по субъекту
В зависимости от квалификации субъекта: простые, сложные, комплексные
В зависимости от направленности деятельности социальной службы:консультация, приют, специализированный центр (социально-реабилитационный центр, социального обслуживания и т.д.
2) по управлению:государственные технологии, региональные технологии, технологии территориально-отраслевого назначения, технологии местного самоуправления, технологии трудового коллектива
3) по содержанию (общие технологии СР):социальная диагностика, социальная экспертиза, социальное прогнозирование, социальная адаптация, социальная профилактика, социальная коррекция, социальная терапия, социальная реабилитация, ресоциализация, социальный контроль, социальное консультирование, социальное посредничество, социальное партнерство, страхование, опека и попечительство
4) по средствам:социологические, педагогические, психологические, социально-экономические, медико-социальные, организационно-управленческие
5) по объекту:
Частные технологии социальной работы:с пожилыми, с инвалидами, с молодежью, с дезадаптированными подростками, с мигрантами, с семьейи т.д.
Методы:община, группа, индивид.
Виды социальных технологий различаются тем, в каких сферах они реализуются.
По степени новизны технологии бывают:инновационные, традиционные. Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др.
С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.
В зависимости от уровня общественных отношений социальные технологии бывают: макротехнологии и микротехнологии
Социальные технологии (по основным сферам общественной деятельности): производственно-трудовая, семейно-бытовая и другие). По степени практической включенности в организационный процесс, технологической разработки и социального воздействия: кабинетные (полученные на основе информационно-логического анализа), лабораторные (образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях), полевые (то есть полученные в реальной общественной среде).
Общая схема социальной технологии:Смысл (во имя чего?) - Цель (что может быть достигнуто?) - Содержание (каким образом?) - Организация (как?) Средства и методы (с помощью чего?) - Уровень квалификации (кто?) - Методы оценки (в каким результатом?)
Этапы социальных технологий:
1) теоретический. Связан с определением цели, объектами технологизации, с операционализацией и выявлением связи между ними.
2) методический. Он связан с выбором методов, средств получения информации, конкретными выводами и рекомендациями.
3) процедурный. Связан с организацией практической деятельности по реализации требований социальных технологий.
Классификация (от лат. classis - разряд, класс + facio - делаю) - это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них.
Известно множество социальных технологий и технологий социальной работы, однако их единая классификация пока не разработана. В то же время она необходима по многим причинам, поскольку классификация:
Позволяет упорядочить социальные технологии и технологии социальной работы по определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование;
Показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются технологии социальной работы, а каких нет либо выбор их ограничен;
Способствует созданию банка технологий социальной работы с учетом их специфических особенностей.
Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и проверенные на практике технологии социальной работы, что дает возможность специалисту оперативно выбрать наиболее оптимальный вариант технологии для практического применения и, при необходимости, внести в нее определенные коррективы, а также предложить какую-либо новую технологию решения той или иной социальной проблемы.
Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствования технологий социальной работы, которые требуют изучения и научного обоснования. Полезен банк технологий и для начинающего специалиста, так как позволит ему использовать в типовых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности. В условиях применения компьютерных технологий тестирования (диагностики) создаются качественно новые возможности по формированию банка типовых технологий, выбору наиболее оптимальных из них с учетом конкретной ситуации.
В процессе развития учения о технологиях социальной работы выявлялось то особенное, что характерно для них.
К наиболее существенным признакам технологий социальной работы относятся:
Основной замысел (например, технология развития, адаптации личности), в основе которого лежит методологическая позиция автора;
Техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;
- взаимосвязь деятельности социального работника и клиента с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- соответствие технологии требованиям государственного стандарта;
- воспроизводимость технологии любым социальным работником;
- включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Изложенные признаки позволяют выделить наиболее существенное в технологии социальной работы . Однако для разработки классификации технологий социальной работы необходимо определить ее основания.
Основания классификации - качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. К основаниям классификации и возможностям описания социальных технологий и технологий социальной работы можно отнести :
Тип социальной технологии;
Назначение социальной технологии;
Субъект применения;
Объект применения;
Место применения;
Способ реализации.
Тип технологии . Необходимо выявить тип технологии социальной работы, который определяется ее характером. По данному основанию выделяются общие и частные технологии.
Общие технологии ориентированы на общий цикл социальной работы с клиентом по выявлению его социальной проблемы и ее разрешению.
Частные технологии направлены на решение определенной частной цели или задачи.
Назначение технологии . По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зависимости от основной цели деятельности социального работника (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту. Главное здесь – целевое назначение технологии социальной работы. В соответствии с этим основанием технологии могут иметь:
- направленное целевое назначение - технологии развития, воспитания; коррекции; реабилитации; профилактики; исправления (перевоспитания); информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;
- комплексное назначение - технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.
Субъект применения . По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. Социальный работник может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К основанию относятся:
- уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;
- специализация социального работника - по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной, профессиональной или др. группой;
- группа специалистов ;
- специально подготовленные специалисты.
Объект применения . Критериями по данному основанию выступают следующие характеристики объекта:
- социальная - ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;
- возрастная - взрослый, ребенок, подросток, юноша и др.;
- личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социальной работы с ним) - характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;
- количественная - отдельная личность, группа, коллектив.
Место и условия применения . Критерий по данному основанию позволяет классифицировать технологии социальной работы в зависимости от того, в местах (учреждениях) целесообразно и оптимально их применение:
Учреждения образования;
Учреждения социальной защиты;
Учреждения здравоохранения;
Учреждения культуры;
Учреждения пенитенциарной системы;
Учреждения по месту жительства.
Способ реализации . Критерий по данному основанию направлен на выделение технологий социальной работы в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии:
- основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.);
- совокупность основных методов ;
Изложенные основания и критерии классификации позволя ют выделить основные технологии социальной работы, которые подразделяются на два типа - технологии общие и технологии частные.
Технологии социальной работы общего типа (общие социальные технологии) - включают полный цикл социальной работы с клиентом, группой. На практике часто вместо понятия «технология» используются термины «методика», «программа», «сценарий» и пр.
Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение . Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным работникам приходится решать комплекс задач, обусловленных различными причинами. В этом случае и возникает потребность в комплексной социальной помощи. Каждая из технологий имеет свое содержание и требует учета особенностей ее реализации.
По субъектному применению такие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего - на группу специалистов и на его (их) специализацию и профессиональную подготовку.
Технология общего типа ориентирована на определенную категорию объекта применения с учетом его социальных проблем и индивидуальных возможностей их разрешения. К таким технологиям социальной работы относятся:
а) социально ориентированные - это технологии, предназначенные для социальной работы с различными социальными группами людей - школьниками, студентами, военнослужащими, семьями и пр.;
б) возрастные - это технологии, которые наиболее целесообразны в социальной работе с людьми определенного возраста - детьми, подростками, молодежью, взрослыми;
в) групповые - это технологии, предназначенные для использования в группах;
г) индивидуально ориентированные - это технологии индивидуального развития, воспитания человека с определенной патологией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие людей с отклонениями в развитии и др.
По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места жительства).
По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют своеобразие деятельности по достижению. Выделяются:
а) технологии социальной работы, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованная деятельность, тренинги, туристические походы и др.;
б) технологии социальной работы, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учреждения и его возможностями. Название технологии может быть определено по специфике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяемому в технологии, и др.;
в) авторские методики - специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например, воспитание в коллективе А.С.Макаренко; методика коррекции бродяжничества П. Г. Вельского.
Технологии социальной работы частного типа выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов деятельности социального работника. Поэтому их можно называть также функциональными социальными технологиями.
К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.
Каждая из функциональных социальных технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для общих технологий.
Рассмотрим отдельные виды частных технологий.
Диагностические технологии социальной работы .
Такие технологии предназначены дли выполнения конкретной функции - постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социальной запущенности объекта, степени отклонения, социальных, социально-педагогических и социально-психологических особенностей его развития, др.
Назначение . Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). От того, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее проводить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.
Субъект применения . Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.
Объект применения . Методика диагностики обычно ориентирована на определенную область практического применения.
Место реализации . Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.
Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации. Они могут быть более или менее эффективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащенности подготовленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определенные виды деятельности и т.д.
Диагностико-прогностические технологии социальной работы .
Такие технологии используются чаще всего в специализированных социальных учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение - не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.
По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.
Способы реализации диагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального работника определяется его личным опытом и интуицией.
Конкретный способ реализации диагностико-прогностической технологии ориентируется на специализацию и профессиональную компетентность субъекта и индивидуальные особенности ее объекта, а также место применения.
Прогностическую часть технологии социальной работы можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию.
Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социальной деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социальной работы по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социального заказа действий. Такой выбор требует учета сущности социального заказа, потребностей (социальных проблем, индивидуальной предрасположенности объекта), подготовленности специалиста (специалистов), технологических и материальныхвозможностей, условий среды реализации. Как правило, в каждом учреждении социального обеспечения и защиты складывается своя технология деятельности; каждый специалист вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).
Методика выбора оптимальной технологии определяется своеобразием целевой технологии, профессиональной компетентностью субъекта и индивидуальными особенностями объекта , а также местом ее реализации . Характерной особенностью методики выбора является также и то, для кого готовится целевая технология - для специалистов учреждения или для себя самого.
Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии (технология и методика непосредственной подготовки к социальной работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социальной работы и места реализации целевой технологии.
Практическая реализация целевой технологии (технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист - социальный работник (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует достижению прогнозируемых целей социальной работы с человеком, группой.
По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов реализации , на конкретного объекта работы и место реализации (условия оптимальной реализации) технологии.
По способу реализации целевые технологии разнообразны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.
По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социальных целей.От эффективности их практического применения во многом зависит действенность всей деятельности специалиста (специалистов) социальной работы. Все остальные функциональные технологии социальной работы носят преимущественно обслуживающий характер.
Экспертно-оценочные социальные технологии .
Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо обшей технологииспециалистом социальной работы с клиентом, группой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности.
На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социальной работы.
Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уровень и качество деятельности специалиста социальной работы. Они могут осуществляться и для определения перспектив социальной работы с клиентом. Каждая такая технология (методика) имеет свое назначение , ориентирована на определенный объект с учетом его возрастных, половых и других особенностей, а также на среду , в которой она осуществляется. Методика требует и специальной подготовки специалиста - социального работника.
Рассмотренная классификация технологии социальной работы может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей реальной практики.
Что такое социальные технологии? Самый простой ответ: набор приемов, позволяющих воздействовать на определенную ситуацию или в целом. Если говорить развернуто, то понятие включает целую структуру коммуникативных методов, которые используются для управления обществом или собственным окружением. Социальные технологии позволяют формировать нужную действительность, управлять другими в своих интересах. Изучает их наука, которая называется «управленческий консалтинг».
В зависимости от сферы, в которой эти технологии применяются, они различаются на:
- Собственно социальные. Такие технологии складывались исторически. Их проще всего объяснить при помощи пословиц. «Без труда не выловишь рыбку из пруда». «Кто не работает, тот не ест». Эти социальные технологии подразумевают заботу о незащищенных слоях, формирование социальной справедливости.
- Экономические. Имеют в виду правильное распределение рабочей силы на основании оценки способностей и возможностей каждого сотрудника, распределение управленческих обязанностей для интеллектуальной оптимизации труда.
- Управленческие. Сюда входят методы создания стратегии руководителей, повышение коллективной ответственности, развитие эффективных управленческих систем.
- Политические. Именно от них зависят гарантии правильности и оптимальности политических решений, влияющих на жизнь социума.
- Социальные технологии Они определяют предпосылки для решения общественных проблем, учитывают тенденции, влияющие на культурную жизнь.
На сегодняшний день наше государство развивает технологии социальной работы, связанные с улучшением жизни семьи, незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, детей). Разрабатываются и внедряются технологии предвидения социального развития, адаптации, социально-медицинские, педагогические и прочие.
Особенно важными все представители научных кругов считают технологии социальной работы с семьей, ведь именно в этой ячейке общества люди проводят большую часть жизни. И именно семья в первую очередь формирует личность, потребности, поведение и стремление человека.
Такие технологии разрабатываются специально для разных категорий. В частности, выделяются социальные технологии по работе со следующими семьями:
- находящимися в социально опасном положении;
- многодетными;
- неполными;
- имеющими ребенка-инвалида и т.п.
Особое внимание уделяется защите детей, которые подвергаются сексуальному, физическому или нравственному насилию.
Если попытаться классифицировать виды социальных технологий, то придется выделить несколько критериев.
Так, по степени известности они делятся на классические (традиционные) и инновационные, т.е. разработанные с учетом современных представлений и возможностей.
Технологии могут охватывать конкретный регион или всю страну, поэтому их можно разделить на глобальные, направленные на решение общечеловеческих проблем, и региональные, учитывающие особенности региона.
Некоторые социологи предлагают такую классификацию технологий:
- связанные с жизнедеятельности общества;
- определяющие административно-властное регулирование;
- информационное обеспечение;
- связанные с духовным и культурным развитием;
- обеспечивающие стабильное социальное функционирование.
Кроме вышесказанного понятие «социальные технологии» может рассматриваться как направление профессиональной деятельности. В таком случае целесообразно выделить ряд действий, направленных на упреждение и устранение негативных К ним относятся определенные методы воздействия:
- административный;
- управленческий;
- экономический;
- педагогический;
- юридический;
- психологический.
Эти методы относятся к инструментарию Они помогают достигать поставленных целей.
Социальная диагностика
Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика.
Социальная диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации Теория и практика социальной работы. В 2-х т. - М.: Союз.- 1994, с.16.
Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996, с.290.
Социальная терапия
Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994, с.277. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:
· исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
· предупреждение дисфункций;
· обеспечение нормального развития субъекта;
· самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов, основные из которых:
1. Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).
2. Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции.
3. Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.
1. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии.
2. Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста - психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п.
3. Семейная терапия - работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.