Гоголь портрет история создания презентация. Презентация на тему «Гоголь «Портрет» (10 класс). «Но точно ли был у меня талант?»

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:


Подписи к слайдам:

«Это
были живые, эти были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслажденья, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное
чувство…»
«Им
овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска. В душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек, и с бешеною силою бросился он приводить его в исполнение. Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал
ее»
«
Он
работал за небольшую плату, то есть за плату, которая была нужна ему только для поддержанья семейства и для доставленья возможности трудиться. Кроме того, он ни в каком случае не отказывался помочь другому и протянуть руку помощи бедному художнику; веровал простой, благочестивой верою
предков»
Характеристика художника
«Но
здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких
ремесел
, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое
ремесло…»
Отношение к искусству;
Отношение к работе художника;
Отношение к славе;
Отношение к людям;
Образ жизни.
В повести представлено три типа художника, характер и мировоззрение которых выражаются в следующем:
«Художник
вдруг задрожал и побледнел: на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо. Два страшные глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать
его…
Это был им купленный портрет, о котором он позабыл
вовсе»
«
Весь
состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновение, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка. Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погаситъ искру огня, может быть, теплившегося в
груди… И
погубить все это, погубить без всякой жалости

«Это
был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою усовершенствованья и шедший, по причинам, может
быть,
неизвестным ему самому, одною только указанною из души
дорогою»
Характеристика художника
Повесть «Портрет»
«Никто
не сомневался о присутствии нечистой силы в этом человеке. Говорили, что он предлагал такие условия, от которых дыбом поднимались волоса и которых никогда потом не посмел несчастный передавать другому; что деньги его имеют прожигающее свойство, раскаляются сами собою и носят какие-то странные знаки... словом, много было всяких нелепых
толков»
Характеристика ростовщика
«Тебе
предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар бога
-
не погуби его. Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори всё кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну
созданья»
Назначение искусства

«
Молодой
Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, гибким порывом приблизиться более к природе. "Смотри, брат,
-
говорил ему не раз его профессор,
-
у тебя есть талант; грешно будет, если ты его
погубишь…»
Характеристика Чарткова
«Ему
не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий, о унижении, которое он причинял званию художника своим скудным, нещегольским нарядом. Ему не было нужды, сердилась ли или нет на него его братья. Всем пренебрегал он, все отдал
искусству»
Характеристика художника
«Когда
поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: "Глядит, глядит",
-
и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на
землю…»
«Высокий
, почти необыкновенный рост, смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза,
нависнувшие
густые брови отличали его сильно и резко от всех пепельных жителей
столицы…
Но что страннее всего и что не могло не поразить многих
-
это была странная судьба всех тех, которые получали от него деньги: все они оканчивали жизнь несчастным
образом…»
Характеристика ростовщика
Таким образом, истинное искусство, по мысли автора, служит добру. Главное для человека − духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение духовных ценностей.
«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Н. В. Гоголь
Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на
обеды… Портрет
произвел по городу
шум…все
изумлялись искусству, с каким художник умел сохранить сходство и вместе с тем придать красоту оригиналу.
И
художник вдруг был осажден работами. Казалось, весь город хотел у него писаться.

− Ну
, брат, недаром ты хотел сжечь портрет. Черт его побери, в нем есть что-то странное... Я ведьмам не верю, но, воля твоя: в нем сидит нечистая сила...
Ну
, брат, состряпал ты черта!
«Портрет
, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною
живостью…»
«Но
художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы
позолоты…»

В
душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. Уже чудились ему крики: "Чартков, Чартков!
видали
вы картину Чарткова? Какая быстрая кисть у Чарткова! Какой сильный талант у Чарткова
!"
«Но
более всего обступившие были поражены необыкновенной живостью глаз. Чем более всматривались в них, тем более они, казалось, устремлялись каждому вовнутрь. Эта странность, этот необыкновенный фокус художника заняли вниманье почти всех. Много уже из состязавшихся о нем отступились, потому что цену набили неимоверную. Остались только два известные аристократа, любители живописи, не хотевшие ни за что отказаться от такого
приобретенья».

1 тип.
Чартков − это художник-ремесленник. Талантлив, но стремится к славе. Именно это его и губит. Погнавшись за деньгами и известностью, он теряет свой талант. Чартков не выполняет своё творческое предназначение.

3 тип.
Высший тип творческой личности, воплощающий в себе авторскую идею относительно сущности искусства: «Творчество − дело духовное, и его нельзя заменить тщеславием»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя ПОВЕСТЬ «ПОРТРЕТ» Подготовила учитель МОУ лицея №17 г. Владимира Какшина Ирина Евгеньевна 2008 год

Петербург глазами Н.В. Гоголя И днем… И ночью…

Петербургские повести … Я совершу! Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над ними будет веять недоступное земле Божество! Я совершу … Н. В. Гоголь

С Гоголя начался русский роман и русская повесть… В.Г. Белинский Подумаем над символическим названием повести. Что такое портрет?

Как распорядиться даром и не потерять себя?.. ИСКУССТВО ИСКУС ИСКУШЕНИЕ Приведите однокоренные слова к слову искусство

Есть ли смысл в самом посвящении себя занятию искусством? Не губит ли человек саму жизнь свою, предаваясь этому занятию, подчиняя себя кумиру земной красоты? Гоголь размышлял … А какие вопросы зададите вы и как на них ответите?

Каковы причины гибели художника Чарткова, героя гоголевской повести? Какое значение в повествовании играет фантастический образ портрета старика- ростовщика? Проследим вместе с писателем, как шаг за шагом угасает талант Андрея Петровича Чарткова. А пока ответим на вопросы к повести

Как шаг за шагом угасает талант Андрея Петровича Чарткова. «Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь…Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец.»

«Но точно ли был у меня талант?» Вопросы к эпизоду: 1.Чем так поразила Андрея Чарткова картина, написанная бывшим его сокурсником? 2.Чья оценка отразилась в высказывании: «Чистое и непорочное, как невеста, стояло перед ним произведение художника»? Приведите доказательства из текста. 3. Какие изменения произошли в душе Чарткова? Почему идея изобразить «падшего ангела» соответствовала его состоянию? 4. Была ли гармония в мире, где проживал Андрей Петрович Чартков? 5. Как расплатился Чартков за свою сделку с дьяволом?

Задание классу 1. Сопоставьте начало каждой из частей повести. В чём их схожесть? Что дополняют они к характеристике Чарткова? 2. Как вы думаете, почему Н.В. Гоголь использует приём обратной композиции? 3. Какое значении в повести имеет эпизод о жизни в Коломне? 4. К кому из героев произведения можно отнести духовный совет Св. Феофана Затворника, данный в качестве эпиграфа, и почему? 5. Почему свои суждения об искусстве, о роли в нём художника Гоголь вкладывает в уста монаха-иконописца? 6. Какие чувства, мысли вызывает у героев повести и её читателей происшествие, связанное с исчезновением портрета «ужасного ростовщика»?

«Тебе предстоит путь, по которому отныне потечёт жизнь твоя. Не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори все кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созиданья. Блажен избранник, владеющий ею». Н.В. Гоголь Блажен избранник…

Гоголь был художником высочайшего уровня, но он обладал и обострённой религиозной одарённостью. В конце концов, она возобладала в нём над чисто художественной жаждой творчества. Гоголь осознавал: искусство, как бы высоко оно ни возносилось, останется пребывать среди сокровищ на земле. Для Гоголя же стали потребнее сокровища на небе. М.М. Дунаев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке". Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

Слайды и текст этой презентации

«Вещное и вечное в повести
Н. В. Гоголя «Портрет». Что победило, что погубило и почему?

Вещное и вечное в повести
Н. В. Гоголя «Портрет».Что победило, что погубило и почему?*Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее?
*Образ Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
*Сюжетный план и композиция 1 части повести.
*Сюжетный план и композиция 2 части повести.
*Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?

*Живопись и иконопись в повести.

Учебная тема:

Учебная тема:
Н. В. Гоголь «Портрет».
Учебный предмет:
Литература
Участники:
Ученики 8 «Б» класса

Творческие задания

Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее? (буклет);




В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
(страницы презентации);

Исследовательские задания
для учащихсяЧто заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее? (буклет);
Образ Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.(страница презентации);
Сюжетный план и композиция 1 части повести.(страницы презентации);
Сюжетный план и композиция 2 части повести.(страницы презентации);
Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?
В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
(страницы презентации);
Живопись и иконопись в повести.(публикация).

Результаты исследовательской работы учащихся

1 группа
работала над темой
«Что заставило Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её?» (буклет) и сделала вывод:
Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу. Критика В.Г.Белинского и неустанная работа А.Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц.

Н. В. Гоголь лишь продолжатель традиций А. С. Пушкина. Есть целый цикл повестей, где сам ГОРОД провоцирует людей на поступки и проступки – «Петербургские повести».

3 группа
работала над темой
«Сюжетный план и композиция 1 и 2 частей повести. Сравнение.»
Повесть имеет бвухчастную структуру, что исключительно важно для понимания произведения. Составив сюжетный план и композицию 1 и 2 частей повести, проследили путь героев « от таланта к гибели», « через испытания к расцвету». Что заставляет героев пройти этот путь? Портрет! А он несёт в себе зло.
Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.

2 группа
работала над темой
«Тема Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя» (презентация)

4 группа
работала над темой«Что связывает повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» и повесть Н. В. Гоголя «Портрет»?»
Пушкин в видении Германна показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая желанием выигрыша. Но человек может противостоять злу, он хозяин себя. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает зло, и человек не может бороться с ним.

6 группа
работала над темой
«Живопись и иконопись в повести»Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю.
Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».

Слайд №10

Итоговое задание для всех учащихся

Что же вещное, а что вечное?
Вещное – зло.
Вечное – добро.

Сочинение “Добро и зло в повести Н. В. Гоголя “Портрет”.

“…Соседство первой и второй частей в “Портрете” Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы…
Зачем это автору? Мне кажется, что автор ещё раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает, прежде всего хранить чистоту сердца, “бодрствовать” душой.”
















1 из 15

Презентация на тему: Н. В. Гоголь «Портрет»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Вещное и вечное в повести Н. В. Гоголя «Портрет».Что победило, что погубило и почему? *Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее? *Образ Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. *Сюжетный план и композиция 1 части повести. *Сюжетный план и композиция 2 части повести. *Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку? *Живопись и иконопись в повести.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Творческие задания Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее? (буклет);Образ Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.(страница презентации);Сюжетный план и композиция 1 части повести.(страницы презентации); Сюжетный план и композиция 2 части повести.(страницы презентации); Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку? (страницы презентации); Живопись и иконопись в повести.(публикация).

№ слайда 5

Описание слайда:

Исследовательские задания для учащихся Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее? (буклет);Образ Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.(страница презентации);Сюжетный план и композиция 1 части повести.(страницы презентации); Сюжетный план и композиция 2 части повести.(страницы презентации); Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку? (страницы презентации); Живопись и иконопись в повести.(публикация).

№ слайда 6

Описание слайда:

Результаты исследовательской работы учащихся 1 группаработала над темой «Что заставило Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её?» (буклет) и сделала вывод:Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу. Критика В.Г.Белинского и неустанная работа А.Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц.

№ слайда 7

Описание слайда:

2 группаработала над темой «Тема Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя» (презентация) Н. В. Гоголь лишь продолжатель традиций А. С. Пушкина. Есть целый цикл повестей, где сам ГОРОД провоцирует людей на поступки и проступки – «Петербургские повести». 3 группаработала над темой «Сюжетный план и композиция 1 и 2 частей повести. Сравнение.»Повесть имеет бвухчастную структуру, что исключительно важно для понимания произведения. Составив сюжетный план и композицию 1 и 2 частей повести, проследили путь героев « от таланта к гибели», « через испытания к расцвету». Что заставляет героев пройти этот путь? Портрет! А он несёт в себе зло. Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.

№ слайда 8

Описание слайда:

4 группаработала над темой «Что связывает повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» и повесть Н. В. Гоголя «Портрет»?»Пушкин в видении Германна показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая желанием выигрыша. Но человек может противостоять злу, он хозяин себя. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает зло, и человек не может бороться с ним.

Н.В.Гоголь

«Портрет»

Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Шляпниковская СОШ» Перевозчикова Л.Ю.


Добро и зло

вне человека или внутри его?


Проблема

Что стало причиной страшной судьбы Чарткова?


История нравственного падения художника Чарткова отразила размышления писателя о:

  • добре и зле
  • истинном смысле

человеческой жизни

  • нравственном выборе
  • совести
  • духовном падении и воскресении

Жизненный путь Чарткова

Покупка портрета с изображением ростовщика

Стал модным живописцем

Создание портрета Психеи

Посещение выставки

Создание картин

Зависть

«Художник с талантом»

Смерть


Путь художника из Италии

Создал чистое непорочное произведение искусства

Выбрал в учителя Рафаэля

Посещал выставки

Всё отдал искусству

Погрузился в труд,

став отшельником

Уехал в Италию

Испытывал страсть к искусству



добро

Талант

Любовь к творчеству

Способность творить

Понимание: труд-путь

к совершенству

Нетерпеливость

Погоня за модой, славой

Комфортная жизнь

Богатство

Самолюбование

Самомнение

Гордыня

Презрение к людям

Зависть

Желание мести


Вывод

Ростовщик в повести – воплощение зла, это дьявол. Дьявольское начало в нём сильно. Всё, что исходит от него губительно. Человек, продавший душу дьяволу обречён.


Путь художника-иконописца

Создаёт картину,

где утверждается

добро и свет

Создал портрет

ростовщика

Путь покаяния и

очищения души

Зависть

Писал картины для церкви



Вывод

  • Зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы – так произошло с художником-иконописцем
  • Ростовщик – воплощение зла, которое гуляет по миру
  • Надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека

Добро и зло вечны.

Зло столь же неистребимо, как и добро.

Символичны слова ростовщика:

«Я не хочу умереть совершенно, я хочу жить». Поэтому не случайно его портрет, кем-то украденный на аукционе, вечно остаётся в мире, чтобы искушать блеском золота и лёгкой славы.


ПОДУМАЕМ

«Зло неистребимо»

«Зло можно истребить

окончательно»


Выводы по уроку

Добро и зло и вне, и внутри человека .

Человеческая жизнь – это активный

выбор между добром и злом.

Талантом художника в мире может

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»