Эстамп примеры. Эстамп: гравировка и печать. Другие виды графики

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

ЭСТАМП

Ирина Маковеева

ЧТО ТАКОЕ ЭСТАМП

Эстамп (от франц. Estampe ) - резная или травлёная на меди или стали и отпечатанная на бумаге картина. (Из Толкового словаря Владимира Даля).

История эстампа насчитывает несколько сотен лет, и за это время возникли различные виды гравирования, испробованы различные материалы для печатных форм, были усовершенствованы технологии, придуманы рецепты изготовления бумаги, краски.

Эстампом мы называем оттиск, полученный с печатной формы, награвированной автором.

Материалы печатных форм могут быть разные. Это и дерево (ксилография), камень (литография), линолеум (линогравюра), металл (гравюра на металле, офорт, сухая игла, меццо-тинто) и др.

Основная особенность эстампа - ограниченный тираж, при этом каждый оттиск из тиража остается оригинальным (авторским) произведением искусства, в отличие от других видов тиражирования (ксерокс, компьютерная печать, фотографирование, имитации).

Художник, занимающийся печатными видами графики, максимально использует характерные особенности выбранной техники, для приближения к своему замыслу, часто сочетает несколько технологий или придумывает свои.

Создание эстампов - процесс многодельный, состоящий из многих операций, требующий различных подготовительных работ и серьёзного оснащения мастерской. Каждая операция требует особых знаний, навыков обращения с разными материалами: металлом и бумагой, кислотой и красками, клеем и деревом, нужно и умение работать на офортном станке. Небрежность и некачественное исполнение на любом этапе работы испортит конечный результат - наш эстамп. Именно поэтому у художников эстампа, как правило, вырабатываются очень ценные качества: терпение, аккуратность, собранность. Начинающий, не имеющий этих ценных качеств, не должен отчаиваться, в процессе работы приобретёт их и будет вознаграждён радостью творчества, новыми открытиями, благодарностью родных и близких за прекрасные подарки - авторские эстампы

КАК ДЕЛАЕТСЯ ЭСТАМП

Тема

Перед гравированием печатной формы автору необходимо иметь эскиз будущего эстампа. Важный момент для художника, занимающегося искусством графики - поиск основной, своей темы и техники, соответствующей для неё. Выразить её во всей полноте трудно в одной работе, поэтому художники делают несколько работ, если одного размера, получается серия, если разного размера - сюита.

Тема должна быть интересной и любимой автором. В противном случае, если тема его не трогает, художнику нельзя ждать отличного результата.

Много лет основной моей темой в работе является природа: животный и растительный мир. Найти её я смогла не сразу. Мой преподаватель в институте Михаил Максимович Кукунов подсказал, даже настоял заняться «анималистикой». Этот замечательный рисовальщик, увлечённый изображением животных, чуткий педагог был очень внимателен к своим ученикам, выявлял их способности и склонности. Он заметил мою наблюдательность и способность схватывать движение животного и быстро его рисовать. И до сих пор рисование с натуры остаётся моим самым любимым занятием. Поездки на природу, работа в зоопарке дарят мне сильные впечатления, новые художественные открытия и счастливые моменты. И многие мои коллеги вспоминают пленэрные занятия как самое интересное за время учебы.

Каждый из нас, городских жителей, выезжая за город, на дачу, гуляя в зоопарке и не может не заметить, что живая природа (деревья, цветы, животные) действует благотворно на нас. Мы получаем впечатления от, казалось бы, простых вещей. Природа и успокаивает, и даёт силы, бодрость, хорошее настроение, а художнику - повод для творческих переживаний и новых художественных задач. Разнообразие форм, фактуры и окраса, характеров и взаимоотношений бесконечно. Начинаешь понимать, что всё уже создано, наша задача только увидеть эту красоту и попытаться показать её другим.

Собираясь на пленэр или для рисования работы в зоопарке, как правило я не имею чёткого плана, надеюсь, что природа подскажет. Особенно трудно спланировать натурное рисование заранее, так как животные не позирует специально для художника, да и погода может изменить планы. Но стараюсь использовать любой момент для работы.

Удобнее всего рисовать спящих, отдыхающих животных, но это не самое интересное. Наблюдать, «схватывать» модель в движении очень трудно, но увлекательно. При работе с натуры я стараюсь бегло зарисовать характерные движения, позы, изучить фактуру и расцветку, более подробно детали (лапы, глаза, уши, хвосты, если они есть..). Как правило и птиц, маленьких животных я изображаю не больше натуральной величины или меньшего размера. Немного увеличиваю размеры насекомых. Не для устрашения, а для удобства рассматривая. За тридцать лет работы в мастерской накопилось множество набросков животных и растений, Я их все сохраняю, поскольку некоторые из них используются для дальнейшей работы в материале.

Иногда делаю очень подробный рисунок для памяти, но, так называемое, биологическое (натуралистическое) рисование не есть цель моей работы. Да, достоверность, узнаваемость модели для меня первична, но также важна и художественная правда. Обращаю внимание на силуэт модели, фактуру, расцветку на характерные детали. Удивительно, чем больше мы рисуем подробностей, используя почти фотографическую точность, тем неубедительней, мертвее становится рисунок. При рисовании в зоопарке надо учитывать поведение и настроение не только животных, но и публики. Очень легко самому стать объектом наблюдения и оказаться в центре внимания, что мало способствует работе. Стараюсь выбирать места не столь доступные для любопытствующих посетителей. Порою и модель проявляет интерес к художнику. Хорошо, что есть решётки. В своё время мне пришлось спасаться бегством от очень любопытного и навязчивого северного оленя - живого экспоната павильона ВДНХ. А в заповеднике нечаянно потревожила глухарку с птенцами. Мамаша пыталась меня напугать. Надо признаться, ей это удалось. А собаки... Мною сделаны более 100 эстампов с различных пород собак. Восхищаюсь их преданностью хозяевам, грацией и выразительностью, красотой и сообразительностью, но боюсь их до сих пор.

Выбор техники и материала. Сухая игла и меццо-тинто.

Во время учёбы в институте, и позже в Доме творчества «Челюскинская» у меня была возможность поработать в различных графических техниках, попробовать различные материалы для создания эстампа. Многие художники выбирают классический офорт, акватинту и другие техники, связанные с процессом травления кислотой. Для меня интереснее гравирование инструментами вручную, т.к. это отдалённо напоминает рисование и позволяет применить его приёмы, поэтому я выбрала сухую иглу и меццо-тинто.



Сухая игла.

Отличительная особенность этой манеры состоит в том, что гравирование производится механическим способом острыми стальными иглами непосредственно на металле и не связано с применением травящих жидкостей (отсюда и название). Относится к виду глубокой печати (изображение оттискивается из углубленных мест печатной формы). Оттиск гравюры сухой иглы отличается исключительно красивым, сочным и бархатистым штрихом, подобного которому нет ни в одной из других манер.

Меццо-тинто (чёрная манера)

Гравирование производится выглаживанием и полировкой светлых мест на предварительно зазерненной, как бы вспаханной, поверхности доски. Предварительная подготовка пластины ─ зернение доски (придание ей шероховатости) специальными стальными инструментами ─ процесс трудоёмкий. Благодаря особому зерну поверхности доски оттиск отличается необычайной глубиной и бархатистостью тона и множество его градаций.

В последних работах сочетаю обе эти техники, это обогащает изображение, придает новые качества работе.

Офортный станок

Различные виды печатной графики требуют различные способы печати. Монотипия, ксилография и линогравюра небольших размеров печатаются простым ручным способом (используют специальный валик или простую ложку),в литографии необходим специальный литографский станок. Для печати гравюры на металле (офорт, сухая игла, меццо-тинто и другие) используется офортный станок.

Свои первые офорты я печатала в мастерской замечательного графика Владимира Алексеевича Самарина, он помог освоить мне трудоёмкую, но изумительную технику с красивым названием меццо-тинто, от него получила первые навыки и знания печати. Продолжила в доме творчества «Челюскинская» - этом «университете» для художника-графика. Мне повезло, я поработала и поучилась у опытных, замечательных художников, общение с ними запомнилось на всю жизнь. Затем появился свой станок после закупки ГДМ.

Выбор металла и подготовка пластины


Наиболее распространенными видами металла для гравирования являются цинк, медь, латунь.

В работе я использовала их все, но предпочтение отдаю меди. Очень красивая пластина в работе, выдерживает большой тираж, хорошо сохраняется. Выбираю толщину 1-3 мм по размеру эскиза. Далее снимаю фаски (края пластины должны быть заточены под углом, углы закруглены) и шлифую пластину.

Гравирование

Приступаем к гравированию. Как правило, перед гравированием у меня есть готовый эскиз. Для перенесения эскиза на пластину металла необходимо сделать негативное (зеркальное) изображение. Калька очень подходит для этой задачи. На неё я переношу контур эскиза, поворачиваю обратной стороной, обвожу. Теперь я использую компьютер для распечатки зеркального изображения. Для перевода эскиза на металл я пользуюсь копировальной бумагой.

Часто я работаю с пластиной без эскиза, это удобно на пленэре или в зоопарке. Но всегда приходится учитывать при гравировании - оттиск будет зеркальным, поэтому необходимо продумывать композицию!

Инструменты для сухой иглы представляют собой стержни с насадками из очень твёрдого металла. Гравирование ими требует известных усилий. Чем глубже царапина, тем темнее получается след на оттиске после печати.

Для подготовки пластины под меццо-тинто (зернения) применяется специальный стальной инструмент - качалка, имеющий вид лопатки с закруглённым концом и с заточенным краем. С лицевой стороны качалки нарезаны параллельные канавки. Для дальнейшего выглаживания и выскребания светлых мест на зернистой фактуре пластины используются гладилка (инструмент имеет скруглённый, хорошо отполированный конец) и шабер (острый трёхгранный инструмент).

Так как следы от копирки быстро затираются, я начинаю с процарапывания лёгкими пунктирными штрихами изображения, затем приступаю непосредственно к гравированию.

Подготовка бумаги

Для печати используется специальная бумага непроклеенная или слабопроклеенная, хорошо впитывающая влагу.

Я пробовала различные сорта бумаги. Практика показала - печатать можно на любой. И оттиск может получиться вполне приличным, но всё таки лучше использовать офортную бумагу, так как нужно думать и о дальнейшей сохранности оттиска. Дешевые сорта бумаги не долговечны и очень быстро портятся.

Для пробных оттисков использую обрезки хорошей бумаги. Пока печатаю пробные оттиски использую различные сорта бумаги и варианты краски, т.ч. к моменту окончания работы над пластиной могу выбрать удачное сочетание цвета краски и сорта бумаги. Это экономит очень недешёвые материалы. Сейчас я использую офортную бумагу фирмы Fabriano Rosaspina 220 и 280 грамм на квадратный метр белого цвета и цвета ряженки. Бумага для печати должна быть влажная. Для замачивания её я использую фотографические кюветы различного размера. Наливаю тёплую воду, погружаю в неё бумагу. Важно, что бы бумага опустилась в воду полностью. Замачиваю бумагу от 15 минут до часа. На сутки оставлять её нежелательно, так как начинают происходить химические и биологические процессы. Это влияет на качество оттиска. Затем я вынимаю лист и прилепляю его к чистому стеклу, которое находится в почти вертикальном положении и лишняя вода стекает. Если бумага уже не блестит от воды, но и не высохла полностью, её можно использовать для печати.

Краска

Для печати использую специальную уже готовую офортную краску, напоминающую типографскую, различных цветов.

У каждого автора есть свои профессиональные секреты, свои рецепты краски. Для печати «сухой иглы» краска нужна не очень густая, имеющаяся «тянущий эффект». Для меццо-тинто, наоборот, краска должна хорошо сниматься.

Наношу краску на подогретую пластину очень аккуратно, что бы не повредить поверхность. Затем ладонью снимаю излишки краски, оставляю её только в штрихах. Вытираю чистой тряпкой фаски.

Печать. Пробный оттиск

Пробный оттиск я делаю, когда мне кажется, что готова печатная форма, или я не знаю, что делать дальше. К этому моменту:

Станок должен быть настроен

Сукно заведено под вал

Давление установлено с учётом толщины пластины и бумаги

Сделана разметка на талере, где должна находиться печатная форма или лежит картонная подкладка.

Сделана разметка по формату бумаги (если взяли бумагу чуть больше, чем пластина, я кладу её «на глазок»).

Подготовлено место для отпечатанного оттиска столе

Бумага «подвяла»

Я кладу пластину сверху на талер, аккуратно беру бумагу, размещаю её лицевой стороной на пластину.

Бережно накрываю сукном и начинаю поворачивать колесо офортного станка с равномерной скоростью. Когда чувствую, что пластина и бумага прошли под валом, останавливаю движение. Поднимаю сукно, и наступает самый волнующий момент: осторожно, затаив дыхание, за один уголок поднимаю бумагу и…вздох восторга, (чаще разочарования), но всегда неожиданности! Долго рассматриваю оттиск и пытаюсь осмыслить результат, и что ещё с этим можно сделать (убавить? или прибавить?).

Исправления и добавления

В работе над первыми офортами, я не чувствовала уверенности и боялась допустить ошибку при гравировании. Но с опытом пришло осознание слов: «Офорт испортить нельзя» (знаменитое выражение, услышанное в Доме творчества «Челюскинская»). Это действительно так. Все неточности или ошибки можно исправить, или загладить специальным инструментом «гладилкой» или срезать шабером.

Но чаще я использую ошибки, порой это становится удачной находкой в композиции. Пробный оттиск редко бывает единственным, как правило их 3-6. По неопытности, в самом начале работы я печатала много «пробников», отслеживала малейшее изменение. И к сожалению все их уничтожала. С годами пришел опыт, и гравирую теперь максимально приближаясь к эскизу, стараюсь делать меньше пробных оттисков.

Наклеивание напечатанных оттисков

Когда печатаю, я укладываю готовые оттиски между толстым картоном. Сейчас я использую орголит. Но существует опасность: после длительного использования орголита из него выделяется техническое масло и бумага может впитать его. И на готовом оттиске вы вдруг можете увидеть масляные пятна.

Художниками используется несколько способов просушки готовых оттисков:

1.Прокладывание между картонами затем сдавливание под прессом.

2. Прокладывание между картонами без использования пресса. Здесь есть свои достоинства: ковчег (вдавленность) от пластины получается более глубоким, края остаются нетронутыми, «рваными» (некоторые коллекционеры считают это важным)

3.В своей работе я использую другой метод просушки оттисков. После окончания печати тиража оттиски наклеиваются на стекло. Для этого я использую клей ПВА. Щетинной кистью намазываю клей на края бумаги с обратной стороны оттиска, затем накладываю её на чистое стекло и тщательно притираю края плоским инструментом. Края не должны отходить от стекла, в противном случае бумага при высыхании покоробится.

При комнатной температуре бумага высыхает после пяти часов, но краска на оттиске сохнет дольше. Я выдерживаю сутки, затем срезаю готовые оттиски ножом. Лист натянут ровно, края получаются обрезные.

Цветная гравюра

Большой интерес вызывает печатание цветных гравюр. Существуют различные технологии их изготовления и в своей практике я использовала некоторые из них:

Использование различных оттенков чёрного цвета, сепии, сангины. Часто печатаю на цветной бумаге.

Добавление цвета после печати. Это может быть акварель, акварельный карандаш.

Печать гравюры на станке в один прогон, но на пластину нанесены две краски.

Печать в две доски и в два прогона.

Печатные формы создаются для каждого цвета и делается два прогона на станке.

Правильное оформление оттиска

Существует определённый порядок подписи работы.

Порядковый номер/полный тираж название техника фамилия автора год создания. Для подписи я использую твердый карандаш Н или 2Н.

Тираж


Очень трудно остановиться в процессе гравирования - всё время хочется доработать пластину, добавить или убрать штрихи, улучшить, но наконец ответственный этап подготовки печатной формы пройден, и наступает не менее важный этап работы: печать тиража.

Если я обращаюсь к печатнику, я предоставляю эталонный оттиск.

О количестве копий

Заявление тиража (количество одинаковых оттисков) это право автора. Самый ценный тираж 1/1. Я использую основное свойство и смысл гравюры - возможность тиражирования. Эта демократичность печатной графики делает её доступной многим любителям. Как правило, сама я делаю 100 копий, но печатаю не весь тираж сразу, а по мере надобности, по 10 копий, обязательно фиксирую номер последнего напечатанного оттиска в специальной книге. Учёт очень строгий. В процессе печати могу изменить цвет краски, бумагу, её формат и размер полей, и хотя я не меняю ничего в печатной форме, все оттиски получаются уникальными. Если тираж закончился, можно внести изменения в пластину, получается другое состояние и другой тираж, но я очень редко это делаю. Мне интереснее делать новые, чем изменять или повторять отработавшие тираж пластины.

О размере полей

Как правило я использую форматы А4, А3 и не стандартные, свои. Для печати части тиража удобнее использовать бумагу одного формата.

При печатании приходится учитывать размер полей. Часть работ печатаю с большими полями для музеев и коллекционеров. Они предпочитают работы в листах, это выглядит красиво и диктуется удобством хранения.

Другая часть копий предназначается для оформления в паспарту и багет. В данном случае большие поля не нужны, они неизбежно будут срезаны мастером.

В рамках небольшой статьи невозможно описать весь процесс создания эстампа, весь свой накопленный опыт. Читатели, заинтересовавшиеся этим видом графики, могут найти ответы на свои вопросы в книгах:

«ОФОРТ» В.М.Звонцов, В.И.Шистко Москва 1971 Издательство «ИСКУССТВО»

«ЭСТАМП» Л.Зорин Москва АСТ Астрель 2004

ГОТОВЫЙ ЭСТАМП

Искусство графики - одно из древнейших. У людей всегда существовало желание преодолеть плоскость стены, «пробить окно» в мир. Картина на стене это своеобразное окно в другой мир. Для графики доступны все жанры искусства, все направления. Горячо любимые публикой пейзажи, натюрморты с цветами и без цветов, портреты, изображения животных, книжные иллюстрации, шрифтовые композиции, «продвинутый авангард» со скрытыми смыслами, и просто абстрактные листы - всё подвластно графике. Но надо быть чрезвычайно осторожным в выборе картины, особенно для развески в жилом пространстве. Важно понимать, что не всякая картина, и эстамп в том числе, уместна в жилом помещении, даже если она очень красива и дорога хозяину. Дело в том, что произведение искусства имеет силу воздействия на человека, и это надо учитывать. Странно выглядит картина с тревожным сюжетом в спальне, или явно трагическим - на кухне. Я была свидетельницей, как покупатели вернули автору купленную картину, очень хорошую, и хорошего художника, потому только, что не смогли с ней ужиться. Особенно надо проявлять осторожность с живописными работами и с «агрессивной» цветной графикой. Эстампы небольших размеров, сдержанные в цвете, с приятным колоритом и позитивным настроением всегда найдут своё место в самом маленьком пространстве. А активные, «проблемной» тематики эстампы можно хранить в папке, время от времени доставая их для рассматривания в своё удовольствие.

Японцы рекомендуют менять картины в доме со сменой времён года, это очень подходит для графической коллекции. Пока одни эстампы создают новую атмосферу в доме и радуют хозяина, другие «отдыхают».

Удивительное свойство эстампа сочетаться с любым стилем, быть органичным в любом пространстве используется дизайнерами интерьера. Как правило, эстампы помещают в кабинетах, библиотеках, в детских комнатах. Доступность стоимости эстампа, множество тем и разнообразие техник предоставляют безграничные возможности в формировании собственного выставочного фонда, а также он хорош как подарок.

За много лет работы и поездок у меня накопилось много работ других авторов, благодаря замечательной традиции художников-графиков меняться авторскими работами. Так как оформление эстампа это серьёзное дело, свою домашнюю коллекцию я оформляла в багетной мастерской. Долгое время я сотрудничаю с мастерской «ВЫСОКИЙ СТИЛЬ» (Пересветов переулок, 4). Полностью доверяю этим большим мастерам. При оформлении эстампов дизайнеры мастерской учитывают и стиль работы, и интерьер, в котором эта работа будет жить. Здесь возможны варианты: от самого простого, но милого, до изысканно-вычурного, но главное, всегда сделано с хорошим вкусом. А мастера выполняют всё безукоризненно и в срок.

Если следовать простым правилам хранения графики, долгая жизнь эстампу гарантируется.

Избегать большого перепада температуры,

Влажность не должна быть повышенной,

Эстамп, вставленный в багет со стеклом и висящий на стене, время от времени

снимать и класть горизонтально.

Листы без оформления обязательно располагать горизонтально, не на свету. Возможно хранить в паспарту из качественного картона или плотной бумаги (есть музейные варианты)

Как и всякий вид изобразительного искусства, эстамп прошёл времена наибольшего расцвета и почти забвения. В наше время наблюдается повышение интереса к графическому искусству вообще и к эстампу в частности. Проводятся специализированные выставки графики, биенналле, ярмарки и фестивали графических искусств (в Москве - «ХУДГРАФ», в Петербурге - «Любитель эстампов»). Готовится Триеннале графики в Краснодаре. Недавно был создан Дом Графики имени Д. Ровинского в центре Москвы. Устроителем объявлен конкурс для молодых художников-графиков «Классический эстамп».

Заканчивая статью, хочется пожелать всем любителям эстампа, художникам-профессионалам и начинающим творческих радостей и бесконечного наслаждения этим замечательным видом искусства - эстампом.

graphichouse.ru

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Задачи:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Учебная – познакомить с понятием эстамп, совершенствовать навыки по составлению композиций.

Развивающая – развитие памяти, мышления, внимательности, расширение кругозора.

Ход занятия

Рассматривания картин выполненных в стиле эстампа.

Все эти изображения представляют собой отпечатки (оттиски) засушенных растений, покрытых краской.

Отпечаток с какой-либо формы на бумаге называется эстампом .

Эстамп может быть украшением комнаты, если его сделать крупным и поместить в подходящую рамку. Маленькие картинки можно использовать для оформления поздравительных открыток.

Как сделать эстамп из сырых листьев.

Техника получения такого изображения несложна, но что бы научиться делать выразительные картинки, вам придется сначала потренироваться.

Подготовка к работе.

Для работы кроме листьев вам потребуется: гуашевые краски, кисти, баночка с водой, газетная бумага и бумага для отпечатков (альбомная, цветная и т.д.).

Пробные отпечатки.

  1. Выбранную форму (листик) положите на стол поверх небольшого кусочка газеты и покроем его краской.
  2. Приложим листок окрашенной стороной к бумаге, прикроем его с верху сухим кусочком газеты и не сдвигая с места, хорошо притрем рукой.
  3. Осторожно, чтобы не смазать краску, снимаем газету и листик с поверхности бумаги – на ней остался отпечаток. Хорошо ли он получился? Если мы положили слишком много краски или она была жидкой, отпечаток будет иметь вид расплывчатого пятна. Если краски мало -0 отпечаток будет невнятным. Сделайте еще несколько оттисков, определите нужное количество краски. Теперь вы можете попробовать выполнить композиции в технике эстампа. Для этого не обязательно иметь много разных листьев. Можно сделать композиции из одной формы (отпечатать несколько раз).

Спасибо что вы пришли на мой мастер-класс и вам очень понравилось.

Выставка рисунков в стиле эстампа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...

Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...

Целевая аудитория: методисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных учреждений.

Назначение мастер-класса: знакомство с технологией создания эстампа по аппликации.

Цель : презентация опыта работы педагога по использованию технологии создания эстампа по аппликации с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

Задачи:

· познакомить участников мастер-класса с технологией создания эстампа по аппликации;

· мотивировать участников мастер-класса к самостоятельному созданию эстампа;

· способствовать совершенствованию личностных качеств участников образовательного мероприятия (самоконтроль и уравновешенность; терпимость, стремление к познанию, саморазвитию).

Ход мастер-класса

Здравствуйте. Предлагаю сначала определиться с основными понятиями.

Эстамп -

1) обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.

2) то же, что гравюра.

Клише - копия вырезанного на дереве, линолеуме, или металле изображения, служащая для размножения отпечатков.

Материалы и оборудование.

Материалы и оборудование для изготовления клише.

· Картон или плотная бумага, формат А3.

· Картон, толщиной 0,5 -1 мм.

· Клей ПВА для детей, для взрослых - «Монолит» секундный.

· Ножницы.

· Простой карандаш.

· Линейка.

· Набор трафаретов.

Материалы и оборудование для откатки и оттиска.

· Листы белой бумаги формат А3 (бумага для акварели или черчения).

· Резиновый валик шириной 17,5 см.

· Гуашь чёрная 200-300 г.

· Кювета шириной 25см.

· Столовая ложка 2 шт.

Последовательность изготовления клише

1. Придумать, нарисовать эскиз.

Можно воспользоваться трафаретами с изображением цветов, бабочек, зверей, птиц и т. д.

2. На листе картона (формат А3) отчертить поля шириной 3 см. (В работе с детьми поля чертит педагог заранее).

3. Вырезать все детали клише из картона толщиной 0,5 - 1 мм.

4. Разложить детали на лист картона с полями.

Важно! Расстояние между деталями 2-3 миллиметра (помещается грифель простого карандаша).

5. Приклеить детали, не выходя за границу полей.

6. Просушить под грузом, примерно, одни сутки.

Есть один важный момент в создании клише. Например, нарисовали эскиз и Вам важно, чтобы в готовом виде было именно так и все располагалось с той стороны как на эскизе. Значит, клише надо делать в зеркальном отражении!

Технология откатки и оттиска

1. Выложить гуашь в кювету.

2. Равномерно распределить гуашь на валике.

3. Прокатать валиком клише. Фото 6.

Оттиск. Качество оттиска во многом зависит от плотности картона, количества краски, равномерности распределения краски на клише.

4. Положить подготовленный лист на клише.

5. Сверху аккуратно притереть выпуклые части ложкой.

Лучше прогладить руками!

6. Осторожно, придерживая клише, снять лист бумаги.

7. При необходимости сделать дополнительные оттиски.

8. Готовые изделия просушить.

Вы спросите: сколько можно сделать эстампов с одного клише?

Столько, пока не начнут отмокать детали клише.

На мини выставке можно увидеть, как дети 6-8 лет развернули сюжет, составили композицию эстампа с использованием трафаретов животных.

Толчком к выстраиванию композиции может послужить форма, размер вазы.

ПЛАКАмТ (нем. Plakat от фр. placard -- объявление, афиша, от plaquer -- налепить, приклеивать)-- разновидность графического искусства, наряду с книжной графикой относящаяся к прикладному родутворчества.

Русский вариант слова - калька с немецкого "dasPlakat". В Англии и США использовалось название "poster", происходящее от слова "почта". Считается, что в этих странах подобные листы вывешивали прежде всего около многолюдных почтовых станций.

Начальные ступени истории плаката восходят к самым истокам европейского книгопечатания и гравюры. Но в ранние времена предназначенные для расклейки печатные объявления издателей и книготорговцев, вербовщиков или бродячих цирковых трупп еще не обрели собственного художественного лица. Лишь с конца XVIII в. можно говорить о плакате как особом явлении искусства.

Великая французская революция породила плакат политический, игравший, впрочем, еще довольно скромную роль. Наряду с типографским набором применялась нарядная кустарная техника цветной печати через трафареты. Та же красивая техника цветных трафаретов применялась и в торговой рекламе, изображая, например, кавалера и даму, распивающих под яблоней «прекрасный сидр Дизиьи», который им подносит мальчик. Разумеется, все эти ранние плакаты безымянны.

Около середины XIX в. Появились на улицах Парижа довольно большие листы, отпечатанные литографией обычно в одну краску, подписанные громкими именами известных иллюстраторов и карикатуристов. Большей частью они рекламировали выходившие из печати книги с собственными рисунками. П. Гаварни представлял романы А. Дюма и Э. Сю, С. Найнтейль - драмы Ж. Расина, Г. Доре - роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Ж. Гранвиль - свои альбомы «Сцены из частной и общественной жизни животных». Разумеется, эти литографии - плоть от плоти книжного искусства своей эпохи. Это может быть просто увеличенный рисунок из книги с добавлением необходимого текста, но чаще - специальная композиция, включающая в себя рекламный текст и близкая по стилю к торжественным фронтисписам тогдашних книг. Такова нарядная цветная литография Ж. Гранвиля, на которой обезьяна-живописец раскрашивает прямо на стене большое объявление о выпуске его альбома. Изображение плаката в плакате было удачной находкой, прием этот повторялся и не только во Франции.

Очень быстро мода на художественный книготорговый плакат достигла России. О выходе в свет в 1846 г. Первого выпуска «Ста рисунков к» Мертвым душам» А.А. Агина оповещала большая литография, на которой герои поэмы проносят сквозь толпу увеличенный титульный лист издания. Можно думать, что существовали и другие подобные произведения, неизвестные нам, потому что к ним тогда не относились всерьез и никто не позаботился о том, чтобы их сохранить.

Все-таки эти ранние книготорговые плакаты, выполнявшиеся мастерами иллюстрации, лишь начинают нащупывать специфику нового искусства. Они слишком повествовательны, полны требующих специального внимания подробностей, масштаб изображения относительно мелок, не рассчитан на взгляд издали. Еще не найдена единственная, функционально оправдынная и только принадлежащая графическая форма, отличающая это искусство от иллюстрации или журнального рисунка, сатирического эстампа и лубочной картинки -- от всех, довольно многочиных в середине XIX в. разновидностей печатной графики.

Создателем же настоящего плакатного стиля оказался не кто либо из крупнейших графиков прошлого столетия, а художник относительно небольшого дарования Ж. Шерс Он начинал учеником гравера-литографа, делал эскизы разного рола мелкой прикладной графики, вроде меню парадных оболов, работал в Лш дин. где познакомился с новейшей литографской техникой. Один станок, позволявший печатать листы большого формата, он гам и купил для своей литографии, которую открыл н Париже В конце 60-х гг. из нее вышли на улицу громадные по том временам и яркие цветные листы, рекламировавшие главным образом парижские увеселения.

Ж. Шере не только увеличил размер плаката, но и резко укрупнил масштаб изображения, выдвинул на передний план большие фигуры, всегда в живом энергичном движении, в вихре танца. Взгляд, мимоходом брошенный оттуда -- с листа на зрителя. приглашал и его присоединиться к общему веселью. Ж. Шере не просто сделал цвет обязательным элементом плаката, но сумел упростить его, сведя к плоскостным, контрастным киникам При всем том, как сказано, это был художник не крупный, поверхностный, слащавый, однообразный. Одни и те же веселые девицы лихи отплясывали чуть ли не на каждом его плакате, порхали и кружились сверкая кокетливыми улыбками, вовлекая зрителя в свой бесконечный хоровод. Развлекающийся ночной Париж рестораном, кабаре, бульварных театриков нашел в нем своего певца -- умелого и эффектного, но поверхностного.

В работах Шере плакат уже обрел собственный язык, но подлинный и при том бурный расцвет этого искусства произошел позже -- в самом начале 1890-х гг. У его истоков -- работы французских живописцев нового, постимпрессионистического направления. В 1891 г. появился первый плакат П. Боннара, рекламирующий французское шампанское, во многом еще использующий приемы Ж. Шере. но более лаконичный, плоскостной и легкий, построенный на капризной гибкости своевольной текучей линии. В том же году делает свой первый плакат А. Тулуз-Лотрек. Его экспрессивный живописный язык нашел в плакате органически ему родственное поле, на котором с особой остротой и демонстративностью могли решаться художественные задачи эпохи. Можно думать, что и «прикладной» плакат со своей стороны обогащал и обострял живопись А. Тулуз-Лотрека. помогал и на холсте добиваться той же меры обобщения и экспрессии, которые были столь естественны в работах на литографском камне.

В XIX в. зарождение и развитие плаката определялось потребностями рекламы, в первую очередь зрелищной, а также торговой. Следующее столетие войн и революций поставило эту уже сложившуюся форму агитационного искусства на службу политике. Язык плаката изменился, стал навязчивее, агрессивнее. Один из излюбленных приемов его -- прямое обращение со стены к зрителю: взгляд в глаза ему, указывающий на него перст, призывающий жест. Таковы вербовочные плакаты первой мировой войны: английский -- «Твоя страна нуждается в тебе» (худ. А. Лит, 1914) и др. Таков же известный плакат Д. Мора «Ты записался добровольцем?» (1918), а вслед за ним -- «Родина - мать зовет!» И. Тоидзе (1941).

Русская революция породила целый поток политических плакатов. На первых порах большинство из них еще говорят многословным и вялым языком не лучшей рекламной графики прошлого века, используют пережившие свое время банальные аллегории, вроде битвы с «драконом контрреволюции». Острее, целенаправленнее были лаконичные плакаты опытного журнального графика Д. Моора. Лучший из них до предела обобщенный и резкий черно-белый плакат «Помоги!» (1921) о голоде в Поволжье, получивший зримую форму вопля о спасении. Остроумную попытку наполнения конкретным призывным смыслом отвлеченных геометрических фигур супрематизма Малевича сделал в 1919 г. Э. Лиснцкий в плакате «Клином красным бей белых». Здесь красный узкий треугольник, врезающийся в белый на черном фоне круг, четко ассоциируется со стрелой на карте сражения и несет в себе энергию удара. Но главным полем приложения своих художественных методов стал для авангардных мастеров не типографский, а кустарный, рукодельный плакат -- «Окна РОСТА», выставлявшийся в витринах закрытых голодом магазинов. Центральная фигура в московских «Окнах РОСТА» -- В.В. Маяковский, хотя не он был их зачинателем и автором идеи. Но характерный стиль размножавшихся при помощи примитивных трафаретов плакатов, пиктографический, знаковый характер их лаконичного, до предела схематизированного, однако активно действенного языка, задан был им и в нарисованных им самим плакатах проявился наиболее чисто и четко. Из потребностей власти и жесткого духа времени, из технических ограничений хозяйственной разрухи и энтузиазма художников, связанных с авангардными тенденциями предреволюционного искусства, почти мгновенно родилась новая, чрезвычайно активная графическая плакатная форма.

Элементарный язык «Окон РОСТА» был гибок и приспособлен к поточности этого поспешного производства и не в меньшей мере к его идейным установкам, к той схематично-контрастной картине мира, которую они утверждали.

За сиюминутными лозунгами каждодневной пропаганды дисциплины, классовой гражданской войны, помощи фронту выступали общие черты авторитарного революционного мифа, воплощенного уже в самой системе знаков, выработанных для «Окон РОСТА». В них действовали не конкретные участники революционной драмы, а графические символы борющихся сил, -- лишенные индивидуальных признаков, но четко представляющие определенную группу: «рабочий», «красноармеец», «буржуй» и т.п. «Завод» и «паровоз» -- символы промышленности и транспорта. Если они в работе -- трубы дымят, если остановлены разрухой -- на трубе сидит черная ворона. Кузница -- символ труда; виселица или петля -- белый террор; нож, втыкаемый в спину, -- измена; штык -- возмездие. Императивность -главное качество плаката, воплощена в экспрессивных жестах: сжатый кулак, кукиш, а главное -- указующий перст, один из употребительнейших знаков: «убедись!», «запомни!», «делай вот так!».

Эти знаки обобщаются и гиперболизируются: оскаленная пасть «буржуя» с акульими зубами, кубизированный человек-броневик: бронированная Антанта» и красные, прямолинейно очерченные силуччы «рабочего» и «красноармейца». В их угловатой графике не переработанная традиция русского лубка смело обогащена плоскостной динамикой геометрических цветных фигур К.С. Малевича. Вслед за московскими «Окнами РОСТА», давшими начало жанру, появились вскоре петроградские, делавшиеся В.В. Лебедевым и В.И. Козлииским. По обобщенности и активному использованию принципов авангардного искусства 10-х г. они близки к работам Маяковского. Однако Лебедев существенно иначе понимал функцию «Окон РОСТА» и впечатление от его работ поэтому иное. Большей частью в них нет определенного тезиса, наглядно излагаемого последовательным рядом картинок с помощью системы! постоянных изобразительных знаков. При всей их обобщенности, его героизированные рабочие, красноармейцы, матросы или сатирически окрашенные буржуи и уличные торговцы -- не знаки пиктографического языка, но законченные, не лишенные монументальности образы. И в листах с текстом, иногда «раскадрованных» в серии картинок (обычно эти подкрашенные линогравюры), лебедевские иронически стилизованные с оттенком лубка персонажи сохраняют эту образность, предстают скорее иллюстрациями, предвосхищающими его детские книжки, чем пиктограммами.

Не собраны и не изучены провинциальные «Окна РОСТА» например костромские, создававшиеся с участием и под руководством Н.Н. Купреянова в технике цветной линогравюры.

В более мирные времена политический плакат отступает на второй план, лишь изредка вспыхивая в моменты каких-либо катаклизмов или острой предвыборной борьбы. Так, в разоренной войной Германии начала 20-х г. кричали со стен резкие, нервные рисунки, сделанные на литографском камне К. Кольвиц, беглые, будто наброски в блокноте, и с такими же быстрыми надписями: «Дети Германии голодают!» (1923); «Пусть никогда не будет войны!» (1924), а несколько позднее -- язвительные антифашистские! фотомонтажи Дж. Хартфильда. Эта характерная техника, открытая в начале 20-х гг. авангардными мастерами, контрастно и резко сталкивала друг с другом вырванные из своих пространств, изолированные фотоизображения. Острый монтаж добывал из этих столкновений новые, не заложенные в самих фотографиях смыслы. Фотомонтаж применялся тогда очень широко и, в частности, в плакате.

Систематически культивировали политический плакат страны с тоталитарными режимами, всегда стремившимися мобилизовать свой народ. В Советском Союзе такой плакат пережил свой расцвет в 20-х -- начале 30-х гг. Мастера фотомонтажа -- Г. Клуцис, С. Сенькин -- внесли в него конструктивистскую традицию. Монументализированныеракурсной съемкой снизу вверх типичные фигуры рабочих, трубы и строительные краны возвышались на цветных фонах, свободно монтировались с панорамами строек или многотысячных толп, с крупными призывными надписями. Энергичные, подчеркнутые ритмы, экспрессия диагональных композиций акцентировали волевое начало. В плакате рисованном сходные по существу монтажные приемы широко применяет А.А. Дейнека, мастер энергичной, резковатой по почерку, широко обобщенной графики.

Еще одну короткую, но яркую вспышку своеобразной политической графики стоит отметить. Студенческий бунт мая 1968 г. вынес на парижские улицы лаконичные, броские, ироничные плакаты, быстро созданные в полукустарной технике шелкотрафаретной печати. Сходство техники, обстоятельств и задачи определяло родство этих оттисков с «Окнами РОСТА», может быть, знакомыми студентам-художникам из курса истории искусств. В европейском и американском плакате межвоенных десятилетий на первое место выдвигается торговая реклама. Ее делают умелые профессионалы, владеющие законами жанра: лаконичной и острой композицией, крупным, решительно обобщенным рисунком, контрастным цветом, легко прочитываемой метафорой. По сравнению с декоративным богатством плакатов рубежа веков их работы кажутся более деловитыми и строгими. Отчетливо выступают влияния конструктивизма, многие мастера которого пробовали свои силы в плакате.

Их жесткая почти чертежная графика, лаконичные, строго геометризированные плоскости контрастных цветов хорошо укладывались в плакатную форму. Такую же четкость получает и шрифт, освободившийся от модернистской манерности, сводимый большей частью к простейшим геометрическим начертаниям. Но при всей их сдержанности в рекламах таких мастеров, как Кассандр (А. Мурон, Франция), ощущается отточенная элегантность формы.

Принципиальное значение придавали своей работе в рекламе конструктивисты советские. Плакаты А.М. Родченко и В. Степановой утверждали не просто достоинство того или иного товара, но и новое «оформление самой жизни», -- говоря словами В. Маяковского, автора большей части стихотворных текстов этой рекламы. «Это был ажиотаж, чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией» -- радовался Родченко. Эти плакаты наступали на зрителя контрастами насыщенных цветных плоскостей, угловатыми крупными шрифтами, схематизированными, по принципу «Окон РОСТА», часто гротескными изображениями. У них был определенный, резко выраженный стиль (понятие, впрочем, самим конструктивистам резко враждебное). В плоский цветной мир этих композиций вторгается иногда нечто объемное: образ рекламируемого предмета. Условное оттеняется; конкретным и обратно.

На том же приеме строилась выразительность многочисленных киноплакатов, делавшихся братьями Стенберг. Подвижный и схематичный мир немого кино 1920-х гг. нашел в этих плакатах очень четкое претворение своей структуры и ритма. Жест, мимика, гротескное поведение актера, вырванные из экранной среды, включались в динамичную плоскостную композицию плакатного листа, построенную на ритмических повторах и сдвигах, неожиданных ракурсах и решительных контрастах общего плана (подвижные мелкие фигурки) с крупным (лицо во весь лист).

В 30-е годы советский плакат отказывается от лаконичной графичности, теряет остроту выдумки, смелость метафор. Как и все виды искусства, он тянется к почти картинной изобразительности, ищет образ своего героя. Главный прием такого плаката -- и не только рекламного -- лицо, обращенное к зрителю. Сияющие оптимизмом улыбки парашютистов и пилотов, космического героя будущего (в плакате к фантастическому фильму) или счастливых потребителей расфасованных продуктов и клюквенного кваса, суровая решимость Александра Невского, Чапаева или разоблачающего козни «вредителей» проницательного чекиста....

Плакат становится дидактичным и нормативным, учит быть такими же, как его персонажи, и поступать, как они. Индивидуальнее, богаче оттенками работы тех художников, для которых реклама не была главной профессией: экспрессивные, часто гротескные театральные плакаты Н. Акимова, живописно-подвижные киноплакаты Ю. Пименова с характерным прыгающим ритмом разноцветных текстов

Новый стилевой поворот в рекламной графике, заметное расширение сферы ее деятельности и влияния на общую художественную атмосферу в стране определились к концу 50-х гг. Опять у нее обнаружились дополнительные, не одни только узко утилитарные рекламные задачи. Речь шла о необходимости эстетизироватьвсюобщественно-бытовую среду, преодолеть в ней «безвкусицу». «Предполагалось, -- писал позднее исследователь, -- что благодаря повседневному общению с предметами массового потребления: продовольственными продуктами в хороших упаковках, промышленными товарами, снабженными достойно оформленными инструкциями и ярлыками и т.д., благодаря воздействию удачно решенных плакатов, афиш и прочего, человек, вернее, общество, усовершенствует свою культуру и ускорит развитие, не столько материальное, сколько духовное».

При всей утопичности такой программы, возлагавшей на рекламную графику явно чрезмерные надежды, она привлекала к этому искусству живые творческие силы и ломала натуралистические каноны предшествующего двадцатилетия. Проблемы стиля, выразительности, индивидуального художественного языка, свежесть и остроумие творческих решений стали вновь принципиальными, решались сознательно и широко обсуждались. Прикладная графика становилась разнообразнее, легче, ярче. И в пределах этой обшей тенденции выявились разнообразные творческие индивидуальности и целые творческие коллективы. Плакат обогатился свежими и острыми сочетаниями красок, лаконичными и емкими символами, зримыми метафорами. Примером для советских художников во многом оказались в это время польские мастера, у которых эти качества проявлялись смелее и ярче.

На Западе послевоенная рекламная графика была прагматичнее. В ней работали свои превосходные мастера лаконично-остроумных чисто графических находок. Но графику, особенно в торговой рекламе, все больше теснила подающая «товар лицом» качественная цветная фотография. Она и нагляднее и действеннее. Индивидуальное «штучное» изготовление графической рекламы устаревает как метод с развертыванием широкой коллективной деятельности дизайнерских рекламных бюро, проектирующих комплексно фирменные стили и стратегию рекламных кампаний. А их определяющую роль все больше захватывают динамичные телевизионные ролики, которым лишь подыгрывает графика.

Прибежищем индивидуального стиля, вкуса и мастерства остается поэтому преимущественно плакат, предметом которого становится само искусство: театральный, метафорически представляющий смысл и строй целого спектакля, иногда -- кинематографический, а главным образом -- выставочный. Нередко он исполняется самим экспонентом и наглядно демонстрирует его творческую манеру. Такие плакаты не раз делали к своим выставкам крупнейшие мастера XX в.

Большим и важным разделом станковой графики является эстамп. Чтобы лучше понять его особенности, необходимо кратко ознакомиться с принципами печати в искусстве эстампа. Художник создает на твердых материалах (литографском камне, деревянной доске, металлической пластине, линолеуме и т. д.) так называемую печатную форму, с которой и производится печатание художественного произведения - эстампа. Для того чтобы отпечатать в типографии репродукцию, плакат, иллюстрацию, этикетку и так далее, тоже изготовляется печатная форма, но делается она с оригинального произведения художника фотомеханическим способом с помощью специальных аппаратов и машин. Такая печатная форма называется типографской или машинной, а печать с нее - типографской или полиграфической печатью.

Печатная форма в эстампе, созданная руками автора-художника, называется авторской печатной формой, а печать, в отличие от типографской, мы называем художественной печатью. Различные способы создания эстампа в зависимости от материала печатной формы (камень, дерево, металл, линолеум) называются графическими техниками. К наиболее распространенным графическим техникам относятся: ксилография, офорт, литография и линогравюра. В искусстве графики различают три вида печати: высокая или выпуклая печать, где изображение отпечатывается на бумагу с возвышенных, выступающих мест печатной формы (например, в ксилографии и линогравюре); глубокая печать, где изображение оттискивается на бумагу из углубленных мест печатной формы (например, в офорте), и плоская печать, где изображение печатается с гладкой, ровной поверхности печатной формы (например, в литографии).

Теперь нетрудно заключить, что эстампом (от французского estamper - штамповать, оттискивать) называется художественное произведение станковой графики, отпечатанное с авторской печатной формы.

Каковы же те художественные достоинства, которые выдвигают эстамп в число наиболее важных видов современного изобразительного искусства?

Прежде всего, печать придает эстампу такие особые художественные качества, такое звучание линии, пятна и цвета, какие несвойственны произведениям других видов графики. В каждом виде печати, как мы убедимся, эти достоинства будут разными.

Авторская печатная форма дает возможность создавать подлинные художественные произведения не в одном, а во множестве экземпляров одинаковой художественной ценности. Количество возможных оттисков (тираж эстампа) зависит от материала печатной формы и от способов ее выполнения.

Автор сам участвует во всех процессах создания эстампа - от изготовления печатной формы до печатания и оформления оттиска. Исходя из замысла, он избирает технику, манеру исполнения, определяет качество краски и бумаги, способы печати и т. д. Только большой практический опыт позволяет художнику свободно владеть материалом, умножать творческие находки и вырабатывать свой индивидуальный почерк. Автор придирчиво следит за качеством каждого оттиска, отбирает, подписывает и выпускает в свет только самые лучшие листы. Все экземпляры авторского тиража имеют ценность оригинала и в то же время не бывают абсолютно одинаковыми. В каждом следующем оттиске художник может чуть изменить качество краски и бумаги, различными способами усилить или ослабить интенсивность тона всего эстампа или отдельных его мест. Все это, не нарушая общего впечатления, вносит своеобразные оттенки в каждый лист. Отпечатав часть тиража, автор может внести в печатную форму поправки и изменения и продолжать печатание. В этом случае эстампы появляются на свет в нескольких состояниях. Некоторые офорты Рембрандта, например, дошли до нас в нескольких состояниях, и каждое из них по-своему привлекательно. Такие возможности художник чрезвычайно ценит и не стремится сделать все оттиски совершенно тождественными. При репродуцировании эстампа воспроизводится обычно только одно состояние, только один из лучших вариантов оттиска.

Необходимо отметить два момента из истории развития искусства эстампа. Большинство графических техник (а в особенности ксилография, резцовая гравюра, офорт и литография) с момента их возникновения и примерно до середины XIX века служили не только художественному творчеству, но являлись средством воспроизведения (репродуцирования) произведений всех видов изобразительного искусства. Фотографии, фотомеханических способов репродуцирования человек долгое время не знал. Произведения искусства (главным образом живописи) перерисовывались на печатную форму и с нее оттискивались отдельными листами в виде гравюр и литографий.

Гравированием (от французского "graver" - вырезать) называется процесс создания печатной формы в ряде техник. При помощи специальных инструментов художник вырезает (гравирует) на твердом материале печатную форму. В настоящее время к гравированию относят и химические способы обработки печатной формы (травление). Процесс гравирования присущ ксилографии, резцовой гравюре, офорту, линогравюре и некоторым другим техникам. Гравюрой называются произведения графики, отпечатанные с гравированной печатной формы. В зависимости от принципа печатания оттисков различают гравюру выпуклую и углубленную. На старинных гравюрах можно видеть несколько подписей мастеров, трудившихся над ее созданием, например "написал", "изобразил" (автор художественного произведения); "зарисовал" (перерисовал с произведения для гравюры); "гравировал", "вырезал" (создал печатную форму); "изготовил", "выполнил" (печатал). Какими бы виртуозами эти мастера ни были, репродукция, конечно, была несовершенной. Труд многочисленных мастеров-репродукционистов был, разумеется, необходим, но репродукционный эстамп погубил множество талантливых художников. Они превращались в ремесленников, вынужденных забросить самостоятельное творчество, всю жизнь перерисовывать, копировать чужие произведения, изощряться в технических приемах, чтобы как можно более приблизиться к оригиналу. Кропотливым трудом эти мастера выработали изумительные по виртуозности технические приемы, создали целые школы репродукционной гравюры и литографии. Но методы и многие технические приемы репродукционного эстампа оказались непригодными для творчества, сковывали художников и не могли не сказаться отрицательно на развитии искусства графики.

Второй важный момент из истории эстампа. В условиях феодальных, монархических или буржуазно-демократических государств эстамп объявлялся уделом аристократов, искусством избранных, недоступным пониманию простого человека, "черни". В привилегированных слоях общества сформировался целый культ эстампа. Используя свое социальное положение, власть денег, "избранные" диктовали художникам темы и сюжеты, поощряли угодных им мастеров. Объявив эстамп искусством камерным, произведения которого предназначены для папок любителей, для кабинетов и гостиных аристократических домов, они требовали строго ограниченных небольших размеров и определенных приемов исполнения эстампа.

В России эстамп распространялся среди народа в очень своеобразной форме лубка. Печатные формы создавались главным образом на деревянных досках, оттиски нередко раскрашивались от руки. Лубки распространялись офенями - книгоношами - по всей стране, а порой и нелегальным путем. Содержание лубков было самым разнообразным и во многих случаях далеко не безобидным для господ и их прислужников. Многие лубки привлекали декоративностью, нарядностью, свойственными народному искусству, простотой изобразительных средств и ясностью замысла.

Никогда еще не было таких благоприятных условий для развития эстампа, какие создала советская действительность. Этот вид графики необычайно современен и своей массовостью, остротой и подвижностью как нельзя лучше соответствует задачам времени, укладу и темпам нашей жизни.

Теперь ознакомимся с некоторыми графическими техниками.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»